Пожалуй, каждый предприниматель проходит через моменты, когда он
спрашивает себя за что он платит маркетологу. Особенно, с учетом того, что тот очень занят всё время, а продажи
растут не так быстро, как хочется и совсем не факт, что благодаря маркетингу.
Глазами маркетолога
Выходит
маркетолог на работу. Раньше такого специалиста в компании не было, или же
предшественник уволился до выхода нового человека. В любом случае, истории нет.
Что делали и с каким эффектом – информации тоже нет или её точность
вызывает сомнения.
Внятных
требований к результату со стороны руководства нет. Однако, есть ожидания, что
работа маркетолога положительно скажется на результативности бизнеса. Примерно
месяц у маркетолога уходит на то, чтобы понять чего от него хочет руководство.
Выясняется, что при найме речь шла о других вещах.
Требуемые
задачи подразумевают получение данных от других сотрудников – статистики из
колл-центра, отдела продаж, от логистики и т. п. Или покупку софта.
Бюджет на покупку не выделяется. Полномочий требовать предоставление информации
с нужной частотой – руководство не даёт. Смежники, понятное дело, брать на
себя дополнительные обязанности не рвутся.
Предложения
по построению работы отвергаются или сильно корректируются – «это мы не
делаем», «такой бюджет нам не нужен, сократим в 3 раза», «этот подрядчик
слишком дорогой, найди дешевле» и т. д.
Плюс
каждый день появляются задачи вроде «срочно нужен каталог», «у нас кончаются
визитки», «быстро сделайте анализ конкурентов», «нам нужна новая презентация
продукта». Мало того, что они валятся в хаотичном порядке и, зачастую, от самых
разных людей, так еще и каждый пытается протолкнуть свою задачу в порядке
наивысшего приоритета.
Через 3,
максимум, через 6 месяцев маркетолог превращается в человека, задерганного,
ненавидящего окружающих, и мечтающих спокойно провести хотя бы один выходной.
У предпринимателя примерно через этот
же срок созревает мысль, что надо что-то менять. Часто перемены сводятся к
найму нового маркетолога.
В результате либо маркетолог прекращает выполнять функции
собственно маркетолога и начинает тупо отвечать на входящие задачи, либо
происходит смена состава и всё начинается заново.
Почему так получается
· Нет
четкого видения места маркетинга в бизнесе и, соответственно маркетолога.
· Поскольку
маркетинг не занимает адекватного места в бизнесе, маркетологу не дают ни
достаточных полномочий, ни помощи в построении процесса маркетинга.
· Из
предыдущего пункта вытекает хаотичность функционала маркетологов.
· Но
при этом очень хочется гарантий эффективности. Давать же свободу для
экспериментов и тестирования идей – страшно.
· И
над всем довлеет представление о маркетинге, как о чем-то книжном, теоретичном.
В «реальной жизни» же нужны продажи. Так что маркетинг, в лучшем случае,
обслуживает отдел продаж.
· Недоверие
к работе маркетолога, требование заранее доказать необходимость расходования
каждой копейки, создание условий, когда маркетолог работает фактически без
бюджета и вынужден постоянно просить ресурсы для выполнения своих задач. В
сочетании с непониманием как работает маркетинг – убойная смесь.
· Маркетингу
ставятся невыполнимые или бессмысленные задачи. Например, срочно требуется
новая презентация продукта и вы ждёте её через 2 часа. Маркетологу мало того,
что нужно подвинуть другие задачи, но и срок может оказаться нереалистичным,
скажем, просто потому что только на подбор и доводку иллюстраций понадобится
часов 5 или больше. Так и это не всё. После предоставления презентации может
начаться очередной цикл коллективного творчества по внесению дополнений и
корректировок в презентацию. Как всё это повлияет на отношение специалиста к
работе и компании, на его мотивацию?
· Взять
студента на зарплату грузчика и ждать резкого взлёта бизнеса. Или
наоборот – в процессе тщательного отбора взять на работу профессионала и
диктовать каждый шаг. При этом, никому не приходит в голову взять студентку на
работу главбухом или диктовать проводки опытному бухгалтеру.
Как вернуть всё с головы на ноги
· В
маркетинге должны быть контрольные точки, измеримые показатели, сквозная
аналитика и вот это вот всё. Однако, должно быть и место для поиска нового.
· Нанятому
специалисту нужно доверять, а не относиться «подай-принеси». Если не доверяете,
то лучше и не нанимайте.
· Берите
на работу специалистов с опытом и знаниями из разных отраслей. Человек,
сидевший всю жизнь в одной отрасли часто обладает «замыленным взглядом» и
действует слишком шаблонно.
· Сможет
ли маркетинг эффективно взаимодействовать с другими подразделениями, во многом
зависит от статуса, который вы придаёте маркетингу.
· Интересуйтесь
мнением маркетологов при постановке им задач.
· Не
бывает маркетинга без расходов. Даже если вы не тратите средства, вы всё равно
платите временем, усилиями, потерей эффективности. Причем, часто в последнем случае вы недополучаете столько, что проще было бы заплатить.
· Выделяйте
маркетингу бюджет. Установите границу, выше которой суммы нужно согласовывать.
Но не лезьте напрямую совсем в мелочи. Вместо контроля за каждой копейкой
выстраивайте процесс. Если маркетолог будет каждый раз упрашивать вас выделить
несколько тысяч рублей на тестирование новой серии контекстной рекламы, с вашим
бизнесом что-то сильно не так.
· Маркетинг
– это серьезная, сложная работа, требующая ресурсов и времени. Это игра в
долгую. Одним из ключевых условий является непрерывность маркетинговой практики
и знаний в вашем бизнесе.
· Маркетинг
очень многогранен. Один человек физически не в состоянии охватить все его
стороны и задачи в равной степени эффективности. Так что маркетингом должен заниматься
или отдел, или в реалиях малого бизнеса – стратегия должна быть на
предпринимателе, а на маркетологе, скорее координация и управление
подрядчиками. Конкретная схема организации работы может быть разной в
зависимости от конкретной ситуации, но 100%, что весь маркетинг на одном
человеке завязывать нельзя.
· Работа
маркетолога состоит из очень большого количества мелочей. Нужно понимать это и
желательно этими мелочами у маркетолога интересоваться для понимания процесса и
повышения объективности своих суждений.
· Люди,
компании и рынки работают по одинаковым законам. Тем не менее, с каждой
компанией, с каждым продуктом и с каждым рынком приходится разбираться заново.
Просто потому что комбинаторика факторов даёт очень большое число вариаций и
маркетологу нужно время и тестирование для того, чтобы понять что и как будет
работать в вашем случае.
· Как
ни странно на первый взгляд, конечный результат не всегда говорит о качестве
работы маркетолога, посколько на этот результат влияют и внешние факторы, не
поддающиеся влиянию маркетолога. Учитывайте их при оценке итогов работы.
· Учитесь
разбираться в маркетинге. При этом, не стесняйтесь спрашивать маркетологов о
хороших книгах, работающих инструментах и т. п.
Полезные дополнения
Конечно, весь
приведенный список не так просто взять и внедрить. В любом случае возникнут
свои сложности. Предлагаю записаться на консультацию и обсудить, как правильно
выстроить систему маркетинга именно в вашем бизнесе!
Звоните 38 044 331
84 90!
Комментарии
Отправить комментарий