Чек-лист по составлению портрета клиента или покупателя


Мне кажется, что нет маркетологов или предпринимателей, которые не слышали о «персоне покупателя» (buyer person, аватар потребителя, потрет клиента и т. п.) Тем не менее, вопрос составления покупательской персоны остаётся актуальным.


Поскольку вы читаете этот пост, подозреваю, что нет нужды объяснять основы о том, что тщательно проработанная персона покупателя позволяет выстраивать лучшую коммуникацию – контент, лендинги, рекламу, предложения продуктов и прочее. Но хочу обратить ваше внимание на несколько моментов:
  • Персона покупателя редко получается хорошо, если вы просто напишите всё «из головы». Ваш опыт значит многое. Особенно, если вы сами работаете с клиентами. Но также важно и исследование.
  • Если ваш продукт розничный, посмотрите в торговом зале как люди ведут себя, поспрашивайте почему они делают именно такой выбор. Если вы корректно ведете себя и разумно объясняете зачем вам это нужно, люди обычно идут вам на встречу и делятся своими наблюдениями.
  • День в супермаркете даёт для понимания потребителей гораздо больше, чем гора отчетов о фокус-группах. Особенно, если вы малый бизнес и у вас нет бюджета на фокус-группы.
  • Отличной вещью является изучение профилей в социальных сетях. Что пишут и читают ваши потребители. Что им нравится – темы, сообщества, интересы. Как они и что они обсуждают.
  • Не факт, что вам нужна персона только покупателя. Это зависит от специфики рынка, но вам могут понадобиться еще, например, персоны пользователей или ЛПРов.

   Чтобы понять,  кого из персонажей вам нужно учитывать, необходимо пройтись по процессу покупки и использования вашего продукта. Как эти процессы протекают, кто и как влияет на покупку и на повторную покупку. И тогда уже думать – достаточно ли вам только персоны покупателя.

Комментарии