Итак, у вас есть идея продукта, но вы не
знаете, что делать дальше.
Или вы не знаете, как структурировать тот поток идей, который есть у вас в
голове.
Или вы уже начали что-то делать: у вас есть первые заказы, вы завели страницу в
соцсетях, но не знаете, что же делать дальше, как развивать бизнес.
Чтобы облегчить себе жизнь и понять
алгоритм действий на старте бизнеса, вы можете воспользоваться этим пошаговым
планом.
Если информация
пригодилась и была полезной - поделитесь с другими, не жадничайте. Щедрость
всегда вознаграждается :)
Конечно, у каждого бизнеса своя специфика,
которая будет отражаться и на подготовке, и на ведении деятельности. Но все же
есть минимальный набор вопросов, которые нужно проработать перед запуском
бизнеса, чтобы потом не было мучительно больно в процессе, когда начнут
вылезать непредвиденные проблемы. Предвидеть и прогнозировать надо заранее.
✓ Оценка жизнеспособности идеи. Анализ спроса: рынок, конкуренты, потребители
У вас уже есть идея бизнеса – и это
отлично! В первую очередь проверьте, а нужен ли вообще ваш продукт потребителю.
Для этого анализируем, что уже есть на том рынке, на который вы хотите выйти.
- Кто предлагает еще схожие с вашими товары или услуги?
- Сколько таких компаний?
- По какой цене они предлагают товары или услуги?
- На какие преимущества делают акцент в своем продвижении?
- Какие каналы используют для продажи своего продукта? Сайт, соцсети,
интернет-магазин, офлайн магазин?
- Обратите внимание на оформление и содержание сайта и страниц в соцсетях.
- Посмотрите, что используют эти компании: группы или страницы в соцсетях,
какая там активность, сколько подписчиков.
Создайте отдельный файл и занесите всю эту
информацию. Сделать это достаточно один раз, чтобы оценить конкурентное
окружение на рынке, количество и качество предложений, потребительскую
активность.
Попробуйте оценить объем рынка, на который
вы хотите выйти, и спрос на ваш товар или услугу.
- Поищите, возможно в сети есть данные по объему рынка в открытом доступе. Это
могут быть опубликованные аналитические справки, обзоры рынков.
- Посмотрите статистику запросов по ключевым словам в Яндексе. Вы сразу
увидите, сколько человек в месяц ищут то, что вы хотите продавать.
- Найдите в соцсетях общедоступные группы по вашей теме. Посмотрите, сколько
там участников, насколько они активны.
✓ Определение целевой аудитории
Продукт не может существовать сам по себе,
в вакууме. Нужен потребитель, который будет покупать этот продукт. Чтобы
понять, кто ваш потенциальный потребитель, опишите целевую аудиторию.
- Кто ваши покупатели?
- Это в основном мужчины? Или женщины?
- Какого возраста?
- Семейные? Есть ли дети?
- Какие у них увлечения: как они проводят досуг, куда ездят в отпуск, какое у
них хобби?
- Как они совершают покупки? Предпочитают покупать вещи и продукты в торговых
моллах или в магазинах у дома? Или в интернет-магазинах? Или в зарубежных
интернет-магазинах?
- Зачем вашим потенциальным покупателям нужен ваш продукт? Какие потребности он
может закрыть?
- Какие эмоции он может вызвать?
Чем подробнее вы опишете целевую
аудиторию, тем легче вам будет ее найти. И не получится такой ситуации
«Помогите! Вот я сделал/сделала такой замечательный продукт, подскажите где мне
его теперь и как продавать?»
✓ SWOT-анализ
Не пугайтесь незнакомых букв. Это проще,
чем кажется.
SWOT – это сокращение по первым буквам четырех агнглийских слов.
Strengths (S) – сильные стороны/ преимущества
Weakness (W) – слабые стороны/ недостатки
Opportunities (O) – возможности
Treats (T) – угрозы
Это классический анализ, с помощью которого можно оценить и продукт, и
компанию, и себя как частного специалиста.
Сделайте отдельный файл, или напишите от
руки, в виде таблицы или в произвольном порядке, как вам будет удобнее –
сильные и слабые стороны вашего продукта, а также перечень возможностей и угроз
выхода на рынок.
Сильные стороны можно использовать как конкурентное преимущество, слабые
стороны – задачи по доработке продукта, возможности – оценка перспектив выхода
на рынок, угрозы – риски, которые надо предусмотреть заранее и подготовиться к
ним.
✓ Конкурентное преимущество и ценообразование
Чтобы ваш продукт отличался на фоне
продуктов остальных конкурентов, необходимо выделить конкурентное преимущество
вашего продукта. Это может быть преимущество на уровне качественных
характеристик:
- бесплатная доставка
- выполнение работы в срок
- качество материалов, из которых изготовлен продукт
- соотношение цена-качество.
Преимущества также могут быть на уровне
эмоциональных характеристик:
- изготовление по индивидуальному заказу
- уникальный дизайн продукта
- соблюдение конфиденциальности в работе
- ограниченная серия.
На основе выделенного конкурентного
преимущества выстраивается позиционирование продукта или себя как специалиста.
Но это возможно в том случае, если этим преимуществом обладаете только вы или
ваш продукт, и конкуренты не смогут его повторить.
При расчете стоимости товара или услуги
нужно учесть факторы, формирующие цену:
- Какова себестоимость товара?
- Какую долю в стоимости будут занимать постоянные расходы?
- Какой процент прибыли вы планируете заложить в стоимость?
- Где ваша цена относительно цен конкурентов?
✓ Оценка необходимых затрат и инвестиций
Если у вас материальный продукт, перед
стартом бизнеса просчитайте сумму необходимых для запуска затрат:
- стоимость закупки необходимого оборудования
- стоимость закупки сырья и материалов для первой партии продукции
- стоимость аренды (производственного помещения, склада, помещения под магазин)
- заработная плата сотрудникам (продавцы, курьеры, администраторы сайта)
Здесь же учтите маркетинговый бюджет:
- стоимость разработки нейминга
- стоимость регистрации товарного знака
- реклама (СМИ, наружная реклама, соцсети, блогеры).
Если же вы продаете услуги, у вас не будет
затрат на производственную часть. Но затраты, которые необходимо учесть до
старта, тем не менее будут:
- оплата образовательной платформы
- оплата работы продюсера
- оплата по задачам: лендинги, копирайтинг.
Плюс все те же маркетинговые затраты (по необходимости).
✓ Технологические процессы
Если вы планируете бизнес, связанный с
производством, пропишите цепочку от производства товара до его продажи:
- производственное оборудование
- аренда помещения (производственного помещения, склада, помещения под магазин)
- доставка от производства до склада или магазина
- сертификация товара
- собственный сбыт или поставки на реализацию.
Если, например, вы планируете бизнес в
сфере услуг (кофейня, салон красоты, развивающий центр и пр.), то в этом случае
цепочка будет следующая:
- выбор места с высокой проходимостью
- стоимость аренды помещения
- есть ли необходимость в перестройке и ремонте этого помещения
- соответствие законодательным актам (санпин и пр.)
- выбор необходимого оборудования.
✓ Финансовые вопросы
Один из самых важных и серьезных вопросов,
то, без чего в принципе невозможно говорить о бизнесе – денежный оборот.
- Как и где вы будете получать оплату?
- Офлайн магазин: кассовые аппараты
- Онлайн продажи: прием платежей с помощью кредитных карт, пейпал, яндекс
деньги, наличные? Как интегрировать онлайн-кассу?
- Кто будет вести финансовую и бухгалтерскую отчетность? Приходящий бухгалтер
или бухгалтерская компания на аутсорсе?
- Какую систему налогообложения выбрать? Кто будет вести налоговую отчетность?
- Построение финансового плана, который покажет, когда вы сможете выйти на
точку безубыточности и начать получать прибыль.
Самое важное – просчитать планируемую
прибыль. Это тот вопрос, ответ на который в принципе поможет вам решиться:
начинать бизнес или нет.
✓ Юридические вопросы
Перед стартом бизнеса ознакомьтесь с
законодательной базой, которая регулирует ту отрасль, в которой вы планируете
делать бизнес.
- Как лучше оформить бизнес: ИП или ООО? Что будет удобнее и выгоднее для
бизнеса?
- Какую систему уплаты налогов выбрать?
- Разрешительная документация (в случае производства, предприятий сферы
обслуживания).
- Лицензия на осуществление деятельности (в случае необходимости).
- Договоры с поставщиками, покупателями, трудовые договоры.
Если вы хотите попробовать продавать свои
услуги как частный специалист, логично, что вы пока не понимаете, как лучше
оформить бизнес с юридической точки зрения. Но тем не менее, этими вопросами
надо озадачиваться сразу. Особенно, если у вас в планах не продавать свои
товары хэнд-мейд на ярмарке мастеров от случаю к случаю, а строить работающий
бизнес.
✓ Найм персонала
Этот вопрос также зависит от того, какой
бизнес вы планируете открыть.
- Если в планах – собственное производство товара: рабочие на производстве,
водители-экспедиторы, менеджеры по продажам, курьер, бухгалтер.
- Если это интернет-магазин – в первую очередь – кто разработает сайт и будет
обслуживать его в дальнейшем; кто будет сидеть, принимать звонки и обрабатывать
заказы и передавать их в службу доставки; курьерская служба, все тот же
бухгалтер.
- Если это предприятие обслуживания (кафе, салон красоты, развивающий центр):
официанты, повара, бармены, мастера маникюра, парикмахеры, администраторы –
представьте себе всю операционную цепочку и сделайте список всех необходимых
работников.
- Если вы специалист, продающий услугу онлайн, то на первый взгляд может
показаться, что у вас нет необходимости с кем-то работать, но в реальности это
не так. Вы можете сотрудничать с копирайтерами, специалистами по продвижению,
ассистентами.
И, естественно, нужно найти ответы на
вопросы по оформлению персонала, заключению трудовых договоров, условий
налоговых выплат и пенсионных отчислений.
✓ Как и где продавать (каналы продаж, план мероприятий по продвижению)
Для начала составьте план продаж на год
вперед. Да-да, вы не ослышались, на год вперед. Вы не знаете, сколько сможете
продавать? Тогда не начинайте бизнес. Без прогнозирования и планирования вы
будете что-то делать, но не получите желаемого результата просто потому, что у
вас изначально не было той цели, ради которой вы все это делали.
Да, невозможно заранее все точно знать и угадать. Но для этого мы и планируем –
выдвигаем гипотезы – проверяем на практике – и корректируем планы в
соответствии с реальными результатами.
- Поэтому сначала – план продаж. Это
подведет вас к тому, сколько человек вам надо привлечь, чтобы сделать
запланированный объем продаж. И план продаж будет основой плана производства (в
случае, если идея вашего бизнеса предусматривает производство).
- Дальше вы смотрите, где вы можете найти ваших потенциальных покупателей (и
вот тут как раз подробное описание целевой аудитории вам в помощь) и выбираете
каналы продвижения: офлайн магазин, интернет-магазин, сайт или соцсети. Или
комбинирование нескольких вариантов.
- По каждому из выбранных каналов продвижения вы пишете план маркетинговой
активности. Например: офлайн-магазин – местная реклама; интернет-магазин – SEO,
контекстная реклама; соцсети – таргетированная реклама, реклама в профильных
сообществах, реклама у популярных блогеров.
- Партнерское продвижение. Придумайте, с кем вы можете объединиться для
совместного продвижения и взаимопиара.
Это не исчерпывающий перечень вопросов. Но
это та база и тот минимум, который поможет вам в самом начале превращения идеи
в бизнес.
Когда вы соберете информацию по всем этим
пунктам и развернуто ее опишете в едином документе, фактически это станет
бизнес-планом вашего бизнеса!
Комментарии
Отправить комментарий