Что надо знать перед запуском своего бизнеса?

Итак, у вас есть идея продукта, но вы не знаете, что делать дальше.
Или вы не знаете, как структурировать тот поток идей, который есть у вас в голове.
Или вы уже начали что-то делать: у вас есть первые заказы, вы завели страницу в соцсетях, но не знаете, что же делать дальше, как развивать бизнес.

Чтобы облегчить себе жизнь и понять алгоритм действий на старте бизнеса, вы можете воспользоваться этим пошаговым планом.



Если информация пригодилась и была полезной - поделитесь с другими, не жадничайте. Щедрость всегда вознаграждается :)
Конечно, у каждого бизнеса своя специфика, которая будет отражаться и на подготовке, и на ведении деятельности. Но все же есть минимальный набор вопросов, которые нужно проработать перед запуском бизнеса, чтобы потом не было мучительно больно в процессе, когда начнут вылезать непредвиденные проблемы. Предвидеть и прогнозировать надо заранее.

 Оценка жизнеспособности идеи. Анализ спроса: рынок, конкуренты, потребители

У вас уже есть идея бизнеса – и это отлично! В первую очередь проверьте, а нужен ли вообще ваш продукт потребителю. Для этого анализируем, что уже есть на том рынке, на который вы хотите выйти. 
- Кто предлагает еще схожие с вашими товары или услуги? 
- Сколько таких компаний? 
- По какой цене они предлагают товары или услуги? 
- На какие преимущества делают акцент в своем продвижении?
- Какие каналы используют для продажи своего продукта? Сайт, соцсети, интернет-магазин, офлайн магазин?
- Обратите внимание на оформление и содержание сайта и страниц в соцсетях.
- Посмотрите, что используют эти компании: группы или страницы в соцсетях, какая там активность, сколько подписчиков.

Создайте отдельный файл и занесите всю эту информацию. Сделать это достаточно один раз, чтобы оценить конкурентное окружение на рынке, количество и качество предложений, потребительскую активность.
Попробуйте оценить объем рынка, на который вы хотите выйти, и спрос на ваш товар или услугу.
- Поищите, возможно в сети есть данные по объему рынка в открытом доступе. Это могут быть опубликованные аналитические справки, обзоры рынков.
- Посмотрите статистику запросов по ключевым словам в Яндексе. Вы сразу увидите, сколько человек в месяц ищут то, что вы хотите продавать.
- Найдите в соцсетях общедоступные группы по вашей теме. Посмотрите, сколько там участников, насколько они активны.


 Определение целевой аудитории

Продукт не может существовать сам по себе, в вакууме. Нужен потребитель, который будет покупать этот продукт. Чтобы понять, кто ваш потенциальный потребитель, опишите целевую аудиторию.
- Кто ваши покупатели? 
- Это в основном мужчины? Или женщины? 
- Какого возраста?
- Семейные? Есть ли дети?
- Какие у них увлечения: как они проводят досуг, куда ездят в отпуск, какое у них хобби?
- Как они совершают покупки? Предпочитают покупать вещи и продукты в торговых моллах или в магазинах у дома? Или в интернет-магазинах? Или в зарубежных интернет-магазинах?
- Зачем вашим потенциальным покупателям нужен ваш продукт? Какие потребности он может закрыть? 
- Какие эмоции он может вызвать?

Чем подробнее вы опишете целевую аудиторию, тем легче вам будет ее найти. И не получится такой ситуации «Помогите! Вот я сделал/сделала такой замечательный продукт, подскажите где мне его теперь и как продавать?»

✓ SWOT-анализ

Не пугайтесь незнакомых букв. Это проще, чем кажется.
SWOT – это сокращение по первым буквам четырех агнглийских слов. 
Strengths (S) – сильные стороны/ преимущества 
Weakness (W) – слабые стороны/ недостатки
Opportunities (O) – возможности
Treats (T) – угрозы
Это классический анализ, с помощью которого можно оценить и продукт, и компанию, и себя как частного специалиста.

Сделайте отдельный файл, или напишите от руки, в виде таблицы или в произвольном порядке, как вам будет удобнее – сильные и слабые стороны вашего продукта, а также перечень возможностей и угроз выхода на рынок. 
Сильные стороны можно использовать как конкурентное преимущество, слабые стороны – задачи по доработке продукта, возможности – оценка перспектив выхода на рынок, угрозы – риски, которые надо предусмотреть заранее и подготовиться к ним.


 Конкурентное преимущество и ценообразование

Чтобы ваш продукт отличался на фоне продуктов остальных конкурентов, необходимо выделить конкурентное преимущество вашего продукта. Это может быть преимущество на уровне качественных характеристик:
- бесплатная доставка
- выполнение работы в срок
- качество материалов, из которых изготовлен продукт
- соотношение цена-качество.

Преимущества также могут быть на уровне эмоциональных характеристик:
- изготовление по индивидуальному заказу
- уникальный дизайн продукта
- соблюдение конфиденциальности в работе
- ограниченная серия.

На основе выделенного конкурентного преимущества выстраивается позиционирование продукта или себя как специалиста. Но это возможно в том случае, если этим преимуществом обладаете только вы или ваш продукт, и конкуренты не смогут его повторить.
При расчете стоимости товара или услуги нужно учесть факторы, формирующие цену: 
- Какова себестоимость товара?
- Какую долю в стоимости будут занимать постоянные расходы? 
- Какой процент прибыли вы планируете заложить в стоимость? 
- Где ваша цена относительно цен конкурентов?


 Оценка необходимых затрат и инвестиций

Если у вас материальный продукт, перед стартом бизнеса просчитайте сумму необходимых для запуска затрат:
- стоимость закупки необходимого оборудования
- стоимость закупки сырья и материалов для первой партии продукции
- стоимость аренды (производственного помещения, склада, помещения под магазин)
- заработная плата сотрудникам (продавцы, курьеры, администраторы сайта)
Здесь же учтите маркетинговый бюджет:
- стоимость разработки нейминга
- стоимость регистрации товарного знака
- реклама (СМИ, наружная реклама, соцсети, блогеры).

Если же вы продаете услуги, у вас не будет затрат на производственную часть. Но затраты, которые необходимо учесть до старта, тем не менее будут:
- оплата образовательной платформы
- оплата работы продюсера
- оплата по задачам: лендинги, копирайтинг.
Плюс все те же маркетинговые затраты (по необходимости).


 Технологические процессы

Если вы планируете бизнес, связанный с производством, пропишите цепочку от производства товара до его продажи: 
- производственное оборудование
- аренда помещения (производственного помещения, склада, помещения под магазин)
- доставка от производства до склада или магазина
- сертификация товара
- собственный сбыт или поставки на реализацию.

Если, например, вы планируете бизнес в сфере услуг (кофейня, салон красоты, развивающий центр и пр.), то в этом случае цепочка будет следующая:
- выбор места с высокой проходимостью
- стоимость аренды помещения
- есть ли необходимость в перестройке и ремонте этого помещения
- соответствие законодательным актам (санпин и пр.)
- выбор необходимого оборудования.


 Финансовые вопросы

Один из самых важных и серьезных вопросов, то, без чего в принципе невозможно говорить о бизнесе – денежный оборот.
- Как и где вы будете получать оплату? 
- Офлайн магазин: кассовые аппараты
- Онлайн продажи: прием платежей с помощью кредитных карт, пейпал, яндекс деньги, наличные? Как интегрировать онлайн-кассу?
- Кто будет вести финансовую и бухгалтерскую отчетность? Приходящий бухгалтер или бухгалтерская компания на аутсорсе?
- Какую систему налогообложения выбрать? Кто будет вести налоговую отчетность?
- Построение финансового плана, который покажет, когда вы сможете выйти на точку безубыточности и начать получать прибыль.

Самое важное – просчитать планируемую прибыль. Это тот вопрос, ответ на который в принципе поможет вам решиться: начинать бизнес или нет.

 Юридические вопросы

Перед стартом бизнеса ознакомьтесь с законодательной базой, которая регулирует ту отрасль, в которой вы планируете делать бизнес. 
- Как лучше оформить бизнес: ИП или ООО? Что будет удобнее и выгоднее для бизнеса?
- Какую систему уплаты налогов выбрать?
- Разрешительная документация (в случае производства, предприятий сферы обслуживания).
- Лицензия на осуществление деятельности (в случае необходимости).
- Договоры с поставщиками, покупателями, трудовые договоры.

Если вы хотите попробовать продавать свои услуги как частный специалист, логично, что вы пока не понимаете, как лучше оформить бизнес с юридической точки зрения. Но тем не менее, этими вопросами надо озадачиваться сразу. Особенно, если у вас в планах не продавать свои товары хэнд-мейд на ярмарке мастеров от случаю к случаю, а строить работающий бизнес.

 Найм персонала

Этот вопрос также зависит от того, какой бизнес вы планируете открыть. 
- Если в планах – собственное производство товара: рабочие на производстве, водители-экспедиторы, менеджеры по продажам, курьер, бухгалтер. 
- Если это интернет-магазин – в первую очередь – кто разработает сайт и будет обслуживать его в дальнейшем; кто будет сидеть, принимать звонки и обрабатывать заказы и передавать их в службу доставки; курьерская служба, все тот же бухгалтер. 
- Если это предприятие обслуживания (кафе, салон красоты, развивающий центр): официанты, повара, бармены, мастера маникюра, парикмахеры, администраторы – представьте себе всю операционную цепочку и сделайте список всех необходимых работников. 
- Если вы специалист, продающий услугу онлайн, то на первый взгляд может показаться, что у вас нет необходимости с кем-то работать, но в реальности это не так. Вы можете сотрудничать с копирайтерами, специалистами по продвижению, ассистентами.

И, естественно, нужно найти ответы на вопросы по оформлению персонала, заключению трудовых договоров, условий налоговых выплат и пенсионных отчислений.

 Как и где продавать (каналы продаж, план мероприятий по продвижению)

Для начала составьте план продаж на год вперед. Да-да, вы не ослышались, на год вперед. Вы не знаете, сколько сможете продавать? Тогда не начинайте бизнес. Без прогнозирования и планирования вы будете что-то делать, но не получите желаемого результата просто потому, что у вас изначально не было той цели, ради которой вы все это делали.
Да, невозможно заранее все точно знать и угадать. Но для этого мы и планируем – выдвигаем гипотезы – проверяем на практике – и корректируем планы в соответствии с реальными результатами.

- Поэтому сначала – план продаж. Это подведет вас к тому, сколько человек вам надо привлечь, чтобы сделать запланированный объем продаж. И план продаж будет основой плана производства (в случае, если идея вашего бизнеса предусматривает производство).
- Дальше вы смотрите, где вы можете найти ваших потенциальных покупателей (и вот тут как раз подробное описание целевой аудитории вам в помощь) и выбираете каналы продвижения: офлайн магазин, интернет-магазин, сайт или соцсети. Или комбинирование нескольких вариантов.
- По каждому из выбранных каналов продвижения вы пишете план маркетинговой активности. Например: офлайн-магазин – местная реклама; интернет-магазин – SEO, контекстная реклама; соцсети – таргетированная реклама, реклама в профильных сообществах, реклама у популярных блогеров. 
- Партнерское продвижение. Придумайте, с кем вы можете объединиться для совместного продвижения и взаимопиара.

Это не исчерпывающий перечень вопросов. Но это та база и тот минимум, который поможет вам в самом начале превращения идеи в бизнес.

Когда вы соберете информацию по всем этим пунктам и развернуто ее опишете в едином документе, фактически это станет бизнес-планом вашего бизнеса!

Комментарии