Сегодня речь пойдет о книге Джона Янча
"Маркетинг без диплома. Просто и практично"
В чём главные
"плюсы" книги?
1) Это очень
качественный маркетинг-микс, адаптированный для малого бизнеса. Книга
даёт системное представление о современном маркетинге; о том,
как интегрировать онлайн и офлайн маркетинг.
2) В книге
предлагаются малозатратные (или вовсе бесплатные) инструменты
и методы маркетинга. Это то, что нужно малому бизнесу, но вполне можно использовать
и в больших компаниях
3) Книга очень
практична. Много конкретных советов и рекомендаций. Каждая глава заканчивается
чётким алгоритмом работы, который позволяет "включить"
одну из маркетинговых функций в организации.
4) В книге совсем нет
"воды", но очень много идей. Просто какой-то
концентрат идей. Внедрить всё
предложенное в книге "за один присест" просто нереально! Но это
и хорошо, т.к. книга превращается в долгоиграющий маркетинговый справочник, к
которому можно неоднократно обращаться, и находить там всё новые задачи "к
внедрению".
Вот, к примеру, 7
элементов маркетинговой системы Duct Tape:
1) Маркетинговая стратегия (ответы
на вопросы: Кто наш "идеальный клиент"? Чем является наш продукт?
Какую нишу мы занимаем, т.е. что представляет из себя пересечение "продукт
Х клиент" в нашей рыночной ситуации?
2) Этапы работы с клиентом по модели "песочных
часов". "Песочные часы" - это авторский вариант
"воронки продаж", в которой особое внимание уделяется постпродаже,
установлению и поддержанию долгосрочных отношений с клиентами. Сюда как раз
относятся и CEM (Client Experience Management) и customer journey ("точки
контакта" и траектория их прохождения).
3) Производство
маркетингового контента. В книге ОЧЕНЬ много дельных советов по
контент-маркетингу. Также очень верно говорится о том, что производство
контента должно работать как непрерывный конвейер, в котором участвует
максимальное число сотрудников организации. Чем больше информации
"излучает" о себе бизнес, тем лучше.
4) Активное присутствие
в сети. Всё просто:
а) надо постоянно
изучать и мониторить Интернет-пространство (Что там у конкурентов? Что
нового в моей отрасли? Какие потребительские тренды появились? и т.п.);
б) надо создать
собственную "платформу" (ресурсы, на которых публиковать свою
информацию);
в) надо заниматься
маркетинговым продвижением своих интернет-ресурсов (SEO, SMM и др.);
г) нужно количественно
оценивать эффективность своего маркетингового присутствия в сети.
5) Онлайн-маркетинг
сегодня является "базой" для малого бизнеса - просто потому, что
"вход" в него гораздо проще и доступнее. Но после создания этой базы
её надо дополнить офлайновыми способами генерации лидов.
В книге подробно
рассматриваются три способа оффлайн-маркетинга:
- разработка фирменного
стиля и реклама;
- PR;
- рекомендательный
маркетинг.
6) Необходимо
разработать, внедрить и постоянно отслеживать количественные показатели,
которые помогут отслеживать эффективность вашего маркетинга. По мнению автора,
самыми важными являются показатели конверсии. Т.е. цифры, информирующие о том,
какая доля клиентов переходит с одного этапа взаимодействия с клиентом на другой.
7) Планирование
маркетинга. Автор совершенно справедливо замечает, что эффект от маркетинга
будет только если мы занимаемся им как
физкультурой - долго и регулярно. Необходимо составлять маркетинговые планы;
формировать маркетинговый бюджет; внедрять в работу маркетинговые циклы (и
т.д.), и тогда всё будет хорошо!
* *
*
Ещё пример... Вот
несколько советов автора по контент-маркетингу.
Как разработать
свою контент-стратегию?
1) Где я публикуюсь?
("платформа", мои медиа-каналы или площадки)
2) С какой частотой
(периодичностью, регулярностью) я публикуюсь на каждом медиа-канале?
3) Какие форматы
упаковки информации я использую (текстовые, видео, графические)?
4) Как я
"умножаю" контент? (есть два варианта, которые можно
комбинировать: один и тот же контент в разных форматах; частично
измененный контент на разных ресурсах, в т.ч. офлайн).
5) Где брать идеи для
создания моего контента? (Какие источники информации я мониторю?).
6) Кто мои
контент-парнеры? (тут также два варианта: Кто может помогать мне бесплатно/платно
в создании контента? и С кем я могу обмениваться контентом, например гостевыми
постами, на взаимовыгодных условиях?).
Если вы ответите на все
вопросы письменно, то получите вполне годный документ под названием
"Контент-стратегия" для себя лично или для своего бизнеса.
Очень правильнаяидея
Джона Янча о том, что контент условно можно поделить на обучающий (тот,
который готовит клиента к правильному восприятию и использованию продукта)
и укрепляющий доверие.
Обучающий контент
|
Вызывающий доверие контент
|
1) Презентации, записи вебинаров, тренингов, семинаров в
свободном доступе
2) Разделы на сайте типа "О компании" / "Про меня" (в них: миссия, история/биография, УТП) 3) ЧАВО / FAQ (главное в ответах на вопросы: чем отличаемся от конкурентов?) 4) Кейсы, "истории успеха" наших клиентов (по типу "проблема - наш подход, методы - решение") 5) Опросники, чек-листы 6) Описание того, как мы работаем (методы, бизнес-процессы, инструкции и т.п.) |
1) Персональный (или корпоративный) блог
2) "Живые" странички в социальных сетях 3) Отзывы клиентов о вас 4) Какую информацию о вас выдают поисковики? (Нужна реакция на негативные и позитивные отзывы о нас) |
В заключение приведем
очень толковую цитату Джона Янча о времени:
"Время — забавная
штука. Это самый дефицитный ресурс. Есть множество книг,
программного обеспечения и систем, призванных помочь нам управлять
временем и контролировать его. Но когда речь заходит о малом
бизнесе, в игру вступает сложный набор переменных.
В рамках управления
бизнесом я употребляю термин «логистика» в широком смысле. Его обычно
используют, когда речь идет о доставке продукта
или партии товаров из одной точки в другую.
Предлагаю вам подумать
о времени с точки зрения логистики: как о «доставке»
результата из одного состояния в другое. Мне кажется, именно этим должен овладеть
малый бизнес. Руководитель или владелец привносит
главную ценность, когда может координировать, а не «управлять»
временем — самым ценным ресурсом компании.
Не теряйте нити,
потому что здесь появляется еще один логический уровень. Недостаточно каждый
день появляться на работе, создавать список задач
и называть это симфонией времени. Сегодня в каждой компании
можно выделить три временных режима, и чтобы управлять потоком
товаров, информацией и другими ресурсами, энергией, персоналом,
необходимо учитывать каждый из них, хотя протекают они с разной
скоростью.
В современных условиях
компания должна существовать одновременно в трех
режимах: реального времени, работы и перспективы.
Режим реального
времени.
Информация и возможности приходят очень быстро. В компании должны быть
разработаны системы и процессы, которые
позволят ей мгновенно реализовывать преимущества маркетинга, PR и использовать
возможности развития продуктов. Неспособность вовремя заметить, а значит,
оперативно использовать конкурентное преимущество — угроза даже для самых крепких и опытных
игроков. Конечно, сегодня как никогда можно ухватить новый тренд.
Нужно подходить нестандартно ко всем событиям и оценивать их в рамках вашей
маркетинговой стратегии.
Режим работы. Здесь мы имеем дело
с технической стороной вопроса: «Да,
сентиментальная Kumbaya* чудесна, но пора заняться делом». О да, это
суровая реальность. В этом режиме работает любая компания, которой
нужно выплачивать гонорар сотрудникам, и подход к делу должен быть
реалистичным. Этот режим означает, что вы отрываетесь от
компьютера и идете на деловую встречу, а также может обозначать
время, потраченное на составление портрета идеального клиента или размышления о
том, как повысить цену на ваши услуги. Поиск более
эффективных методов и более высокого уровня конверсии — лучший
вариант использования этого режима.
* Kumbaya
(Come By Here — Kum ba yah) — духовная песня 1930-х годов, ставшая традиционной
песней у костра в движении скаутов. Изначально была призывом к высшим
силам прийти на помощь нуждающимся, но позже ее название стало
употребляться в переносном смысле для обозначения фальшивого морализаторства
или наивно-оптимистичного взгляда на мир. Прим. перев.
Режим перспективы. Процветание
любого бизнеса зависит от того, какое
внимание уделяется долгосрочной перспективе его развития. Речь о
выделении ресурсов и времени на то, что не окупится сегодня же или,
скажем, в следующем квартале. Вкладывать сюда ресурсы сложнее всего.
Но семена надо высаживать весной, а предприниматель должен всегда работать на
перспективу. Вы уже сформулировали и донесли до всех свои миссию, видение и
ценности?
Достижение гармонии
возможно только при должном внимании к каждому из этих
режимов. Вы ощущаете это в компаниях, где дела идут хорошо.
Представьте, что вы планируете свой день с полным осознанием этих трех
режимов. Насколько это изменит ваш список рабочих задач? Стало
бы время скоординированным логистическим процессом?"
Комментарии
Отправить комментарий