Штурмуем правильно


Используем силу коллективного разума правильно
Сегодня мы будем разбираться с такой базовой креативной техникой как метод мозгового штурма и техникой, которая родилась вследствие усовершенствования мозгового штурма — это метод синектики. Оба метода хороши, когда у вас есть порядка 3−4 часов времени и группа людей, достаточно разнородных по своему опыту и бэкграунду, которые готовы поработать над стоящей перед вами задачей.


Метод мозгового штурма
Мозговой штурм — это коллективный способ поиска идей или решений. Поэтому как в любом коллективном способе тут важно подобрать правильный коллектив людей и правильно провести саму процедуру. Метод прост в использовании, но, как и в случае с другими простыми креативными методами, именно в простоте скрываются нюансы и сложности. Обычно медиаторы озвучивают только то, что можно выдвигать любые дурацкие идеи, ничего критиковать нельзя, весь разбор после завершения креативной сессии. В итоге мы часто получаем кучу неструктурированных идей, с которыми непонятно что делать, а если проводится отсев, то все оригинальные, но неработающие идеи уходят и мы получаем набор вариантов, которые и так лежали на поверхности. Итак, что нужно делать, чтобы метод мозгового штурма действительно дал хороший результат?

ПОДГОТОВКА
Люди
Чем более разношерстную команду вам удастся собрать, тем лучше. У каждого своё видение решений: программист или клиент-менеджер может увидеть то, чего вам никогда в голову не придет. Идеальное количество участников от 6 до 10 человек. Обязательно должен быть ведущий — человек, который проводит мозговой штурм, т. е. следит за временем, дает право слова, следит за соблюдением правил, модерирует дискуссии. Вести записи может как ведущий (если он достаточно опытен и успевает это делать), так и специально выбранный для этого участник группы.
Рассадка
Расположиться нужно так, чтобы все друг друга хорошо видели, могли свободно общаться, и у каждого было достаточно места для комфортной работы. Во время мозгового штурма вашу группу никто не должен отвлекать.
Допоборудование
Очень хорошо, если у вас будут фломастеры, много чистой бумаги или несколько флипчартов. Многие идеи проще зарисовать, чем описывать словами. Обязательно должен быть один флипчарт или доска для записи и отбора конечных идей.

САМ ШТУРМ
Мозговой штурм делится на этапы: генерация идей, отбор и доработка. Все правила нужно проговаривать на каждом этапе, даже если у людей в группе есть опыт участия в мозговых штурмах.
Генерация идей
Основное правило здесь — это отказ от критики. Наша задача на этом этапе — сосредоточиться на количестве идей, а не на их качестве, поэтому подойдут даже самые банальные или безумные варианты.
1
Четко сформулируйте проблему, которую собираетесь решать, постановка вопроса должна быть однозначно понятна всем.
2
Если участников больше пяти, дайте им несколько минут для того, чтобы набросать свои идеи. Затем попросите каждого озвучить список, причем начинайте с рядовых сотрудников и заканчивайте руководителями, чтобы весь креатив не свелся к «поддакиванию» старшим.

3
Хорошо, если у вас будет четкий тайминг на каждого человека, в который он должен уложиться, излагая и объясняя свои идеи. Даже если человек «не придумал ничего стоящего», пусть озвучивает нестоящие, на его взгляд, идеи — из такого мусора порой рождаются интересные комбинации.

4
После того, как участники выложат все, что было у них в голове, начинается настоящий процесс поиска креативных решений. То, что сейчас записано на доске для идей, дает основу для генерации новых вариантов: что можно улучшить, изменить, состыковать одно с другим, дополнить одну идею другой и т. п. Так мы получаем новый список идей на другом качественном уровне. Но мы по-прежнему не оцениваем их. Они могут быть узкими, решать только часть проблемы, иметь существенный изъян — не важно, вносим их в список.

5
На процесс генерации идей у вас должно уйти не больше 30−45 мин.
Отбор идей и оценка
Задача мозгового штурма не придумать кучу идей, а найти решение. Именно этим мы занимаемся на данном этапе. Сейчас финальный список идей нужно организовать в своеобразную интеллект-карту, сгруппировав их по разным признакам. Например, здесь выписываем идеи, которые касаются содержания предстоящей рекламной кампании, а здесь — все партнерские проекты, а здесь — визуализация и т. п.

Параллельно мы оцениваем идеи, критикуем и выбираем самые интересные. Ведущий должен следить, чтобы критика была конструктивной: например, если идея отвергается на основании того, что у нас не получится это сделать, задайте сначала вопрос, а что нужно сделать, чтобы она все-таки получилась? Возможно, не целиком, но какая-то часть идеи войдет в финальное решение. В итоге мы получаем несколько финальных идей, возможно, разветвленных и дополненных теми вариантами, что были в своем чистом виде отклонены.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Как правило, самую лучшую идею видно сразу, также лучшая идея может быть комбинацией двух и более идей из списка. Но если в команде есть разногласия, то можно поставить найденные решения на голосование. Его можно проводить как простым большинством голосов, так и дифференцированным. Последнее означает, что участник имеет столько голосов, сколько предложил финальных идей (т.е. может иметь и два, и три голоса), при этом за свою идею голосовать нельзя.

Метод Синектики
В переводе с английского синектика — это совмещение разнородных элементов. Как и в мозговом штурме здесь тоже идет работа в группе, но если в МШ каждый раз можно набирать группу из абсолютно разных людей, а результат зависит от точного соблюдения правил и мастерства ведущего, то в синектической модели группа постоянна, она собирается каждый раз, как нужно решить какую-нибудь задачку, и все участники хорошо знакомы с методом.
Плюсы синектической модели
-1-
люди в группе привыкают друг к другу и к формату, они перестают стесняться, готовы свободно креативить, адекватно относятся к критике и воспринимают ее как инструмент улучшения идей
-2-
люди более склонны к применению разных методов креативного штурма: психологическая настройка, могут пользоваться разными методиками (случайный стимул, метод свободных ассоциаций, аналогий и т. п.), им не нужно будет долго объяснять детали
-3-
синектическая группа часто работает с экспертом, который представляет ту область, к которой относится решаемая задача. Эксперт может участвовать в генерации идей, но его основная задача — помощь ведущему в их отборе и оценке, выявлении «рационального зерна» у предлагаемых идей

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
Формулировка проблемы
В методе синектики считается, что узкая формулировка проблемы сильно сужает диапазон возможных решений. Поэтому только ведущий знает, ответ на какой вопрос необходимо найти группе. Участникам же задачу сначала озвучивают в общем виде, например, «конкуренция на нашем рынке увеличивается. Как привлечь внимание потенциальных заказчиков?». Обсуждение может охватывать большой диапазон вопросов, которые ведущий постепенно сводит к узкой задаче, которая может заключаться в презентации новой услуги, например. Параллельно ведущий фиксирует все интересные отклонения от темы, которые могут помочь в решении проблемы, но на которые мы никогда не вышли бы, начни мы мыслить в изначально заданных рамках.

Участники придумывают разные идеи, которые должны тут же рассматриваться экспертом на предмет сильных/слабых сторон и разъяснения сути стоящей перед группой задачи. Таким образом, мы преследуем две цели:
  • Сбрасываем поверхностные, нерелевантные первые идеи, освобождая место в голове для стоящих вариантов
  • Постепенно приходим к настоящей формулировке задачи
Анализ проблемы
На этом этапе группа вместе с экспертом окончательно формулирует суть проблемы и цель ее решения. Когда группа в общем это понимает, участников просят самостоятельно сформулировать задачу и цель ее решения (так, как они ее поняли). Это делается для того, чтобы выявить те направления, в которых можно искать само решение. Кто-то обратит внимание на инновационную составляющую, кто-то подумает про клиентский сервис, кто-то будет думать о сокращении расходов — в результате мы будем искать решение во всех областях. Часто на этом этапе одну большую проблему можно разделить на несколько маленьких и поочередно их решить. В результате, ведущий и эксперт выбирают ту формулировку проблемы, которая окажется наиболее точной, и намечают направления для поиска ее решений.
Генерация идей
Генерирование зачастую проходит с применение метода аналогий. Ведущий просит привести примеры-прецеденты из других областей (живая природа, политика, психология, другие страны и т. п.), в которых имеет место рассматриваемая ситуация или похожая на нее. В процессе поиска этих примеров используются разные виды аналогий.
Прямая аналогия
Рассматриваемый процесс или объект сравнивается с аналогичными из других областей, т. е. мы ищем готовые решения.
Личная аналогия
Каждый участник отождествляет себя с рассматриваемым объектом. Задача решателя — вжиться в образ рассматриваемого объекта или процесса и попытаться прояснить все факторы и процессы, которые при этом происходят. Это позволяет понять задачу изнутри, найти во внутренних процессах подсказки, которые ускользают при взгляде со стороны. Этот вид аналогии используется в обучении художников, при обучении их часто просят нарисовать, как их видят какие-то объекты со стороны: утренняя чашка кофе, руль автомобиля, ребенок и т. д.

Для упрощения перехода в нужный образ можно воспользоваться трех-шаговой схемой:
1. Опишите ситуацию от первого лица
2. Опишите эмоции и чувства от первого лица (даже если эти эмоции испытывает чашка)
3. Отождествите себя с объектом, попробуйте вжиться в его цель, функцию, трудности
Фантастическая аналогия
Вводим в условия задачи фантастические средства или персонажей. Например: как изменится наша ситуация, если все люди будут ездить в отпуск заграницу?
Фантастические аналогии, скорее, используются для оживления атмосферы, стимулирования креатива, чем для получения действительно работающих идей. Но они могут натолкнуть на какие-то интересные варианты или области поиска.

Оценка эффективности идей
Ведущий подводит итоги по найденным идеям и пытается их связать с той формулировкой задачи, которая была принята всей группой. Здесь можно обсуждать полученные варианты, а возникающие в ходе дискуссии аспекты также вносить в список идей.

На этом этапе особенно важна роль эксперта, который критически оценивает найденные решения с тем, чтобы группа лучше уяснила себе их слабые стороны и сосредоточилась на разработке сильных вариантов. Эксперт также должен оценивать степень реализуемости идей и давать обратную связь по этому аспекту.
Завершение

Выбирается одна идея, которая затем детально прорабатывается, возможно, уже с применением других методов, таких как метод Уолта Диснея или 6-ти шляп.

Комментарии