Используем силу
коллективного разума правильно
Сегодня мы будем
разбираться с такой базовой креативной техникой как метод мозгового штурма
и техникой, которая родилась вследствие усовершенствования мозгового
штурма — это метод синектики. Оба метода хороши, когда у вас есть
порядка 3−4 часов времени и группа людей, достаточно разнородных
по своему опыту и бэкграунду, которые готовы поработать над стоящей
перед вами задачей.
Метод мозгового штурма
Мозговой штурм — это
коллективный способ поиска идей или решений. Поэтому как в любом
коллективном способе тут важно подобрать правильный коллектив людей
и правильно провести саму процедуру. Метод прост в использовании, но,
как и в случае с другими простыми креативными методами, именно
в простоте скрываются нюансы и сложности. Обычно медиаторы озвучивают
только то, что можно выдвигать любые дурацкие идеи, ничего критиковать нельзя,
весь разбор после завершения креативной сессии. В итоге мы часто
получаем кучу неструктурированных идей, с которыми непонятно что делать,
а если проводится отсев, то все оригинальные, но неработающие
идеи уходят и мы получаем набор вариантов, которые и так лежали
на поверхности. Итак, что нужно делать, чтобы метод мозгового штурма
действительно дал хороший результат?
ПОДГОТОВКА
Люди
Чем более разношерстную команду
вам удастся собрать, тем лучше. У каждого своё видение решений:
программист или клиент-менеджер может увидеть то, чего вам никогда
в голову не придет. Идеальное количество участников от 6
до 10 человек. Обязательно должен быть ведущий — человек, который
проводит мозговой штурм, т. е. следит за временем, дает право слова,
следит за соблюдением правил, модерирует дискуссии. Вести записи может как
ведущий (если он достаточно опытен и успевает это делать), так
и специально выбранный для этого участник группы.
Рассадка
Расположиться нужно так, чтобы
все друг друга хорошо видели, могли свободно общаться, и у каждого
было достаточно места для комфортной работы. Во время мозгового штурма
вашу группу никто не должен отвлекать.
Допоборудование
Очень хорошо, если у вас
будут фломастеры, много чистой бумаги или несколько флипчартов. Многие идеи
проще зарисовать, чем описывать словами. Обязательно должен быть один флипчарт
или доска для записи и отбора конечных идей.
САМ ШТУРМ
Мозговой штурм делится
на этапы: генерация идей, отбор и доработка. Все правила нужно
проговаривать на каждом этапе, даже если у людей в группе есть
опыт участия в мозговых штурмах.
Генерация идей
Основное правило здесь — это
отказ от критики. Наша задача на этом этапе — сосредоточиться
на количестве идей, а не на их качестве, поэтому подойдут
даже самые банальные или безумные варианты.
1
Четко сформулируйте проблему,
которую собираетесь решать, постановка вопроса должна быть однозначно понятна
всем.
2
Если участников больше пяти, дайте им несколько минут для того,
чтобы набросать свои идеи. Затем попросите каждого озвучить список, причем
начинайте с рядовых сотрудников и заканчивайте руководителями, чтобы
весь креатив не свелся к «поддакиванию» старшим.
3
Хорошо, если у вас будет четкий тайминг на каждого человека,
в который он должен уложиться, излагая и объясняя свои идеи.
Даже если человек «не придумал ничего стоящего», пусть озвучивает
нестоящие, на его взгляд, идеи — из такого мусора порой
рождаются интересные комбинации.
4
После того, как участники выложат все, что было у них
в голове, начинается настоящий процесс поиска креативных решений. То, что
сейчас записано на доске для идей, дает основу для генерации новых
вариантов: что можно улучшить, изменить, состыковать одно с другим,
дополнить одну идею другой и т. п. Так мы получаем новый список идей
на другом качественном уровне. Но мы по-прежнему
не оцениваем их. Они могут быть узкими, решать только часть проблемы,
иметь существенный изъян — не важно, вносим их в список.
5
На процесс генерации идей у вас должно уйти не больше
30−45 мин.
Отбор идей и оценка
Задача
мозгового штурма не придумать кучу идей, а найти решение. Именно этим
мы занимаемся на данном этапе. Сейчас финальный список идей нужно
организовать в своеобразную интеллект-карту, сгруппировав
их по разным признакам. Например, здесь выписываем идеи, которые
касаются содержания предстоящей рекламной кампании, а здесь — все
партнерские проекты, а здесь — визуализация и т. п.
Параллельно мы оцениваем идеи, критикуем и выбираем самые интересные. Ведущий должен следить, чтобы критика была конструктивной: например, если идея отвергается на основании того, что у нас не получится это сделать, задайте сначала вопрос, а что нужно сделать, чтобы она все-таки получилась? Возможно, не целиком, но какая-то часть идеи войдет в финальное решение. В итоге мы получаем несколько финальных идей, возможно, разветвленных и дополненных теми вариантами, что были в своем чистом виде отклонены.
Параллельно мы оцениваем идеи, критикуем и выбираем самые интересные. Ведущий должен следить, чтобы критика была конструктивной: например, если идея отвергается на основании того, что у нас не получится это сделать, задайте сначала вопрос, а что нужно сделать, чтобы она все-таки получилась? Возможно, не целиком, но какая-то часть идеи войдет в финальное решение. В итоге мы получаем несколько финальных идей, возможно, разветвленных и дополненных теми вариантами, что были в своем чистом виде отклонены.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Как правило, самую лучшую идею
видно сразу, также лучшая идея может быть комбинацией двух и более идей
из списка. Но если в команде есть разногласия, то можно
поставить найденные решения на голосование. Его можно проводить как
простым большинством голосов, так и дифференцированным. Последнее
означает, что участник имеет столько голосов, сколько предложил финальных идей
(т.е. может иметь и два, и три голоса), при этом за свою идею
голосовать нельзя.
Метод Синектики
В переводе
с английского синектика — это совмещение разнородных элементов. Как
и в мозговом штурме здесь тоже идет работа в группе,
но если в МШ каждый раз можно набирать группу из абсолютно
разных людей, а результат зависит от точного соблюдения правил
и мастерства ведущего, то в синектической модели группа
постоянна, она собирается каждый раз, как нужно решить какую-нибудь задачку,
и все участники хорошо знакомы с методом.
Плюсы синектической
модели
-1-
люди в группе привыкают друг
к другу и к формату, они перестают стесняться, готовы свободно
креативить, адекватно относятся к критике и воспринимают ее как
инструмент улучшения идей
-2-
люди более склонны
к применению разных методов креативного штурма: психологическая настройка,
могут пользоваться разными методиками (случайный стимул, метод свободных
ассоциаций, аналогий и т. п.), им не нужно будет долго объяснять
детали
-3-
синектическая группа часто
работает с экспертом, который представляет ту область, к которой
относится решаемая задача. Эксперт может участвовать в генерации идей,
но его основная задача — помощь ведущему в их отборе
и оценке, выявлении «рационального зерна» у предлагаемых идей
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
Формулировка проблемы
В методе синектики
считается, что узкая формулировка проблемы сильно сужает диапазон возможных
решений. Поэтому только ведущий знает, ответ на какой вопрос необходимо
найти группе. Участникам же задачу сначала озвучивают в общем виде,
например, «конкуренция на нашем рынке увеличивается. Как привлечь внимание
потенциальных заказчиков?». Обсуждение может охватывать большой диапазон
вопросов, которые ведущий постепенно сводит к узкой задаче, которая может
заключаться в презентации новой услуги, например. Параллельно ведущий
фиксирует все интересные отклонения от темы, которые могут помочь
в решении проблемы, но на которые мы никогда
не вышли бы, начни мы мыслить в изначально заданных рамках.
Участники придумывают разные идеи, которые должны тут же рассматриваться экспертом на предмет сильных/слабых сторон и разъяснения сути стоящей перед группой задачи. Таким образом, мы преследуем две цели:
Участники придумывают разные идеи, которые должны тут же рассматриваться экспертом на предмет сильных/слабых сторон и разъяснения сути стоящей перед группой задачи. Таким образом, мы преследуем две цели:
- Сбрасываем поверхностные, нерелевантные первые идеи, освобождая место в голове для стоящих вариантов
- Постепенно приходим к настоящей формулировке задачи
Анализ проблемы
На этом этапе группа вместе
с экспертом окончательно формулирует суть проблемы и цель
ее решения. Когда группа в общем это понимает, участников просят
самостоятельно сформулировать задачу и цель ее решения (так, как они
ее поняли). Это делается для того, чтобы выявить те направления,
в которых можно искать само решение. Кто-то обратит внимание
на инновационную составляющую, кто-то подумает про клиентский сервис,
кто-то будет думать о сокращении расходов — в результате
мы будем искать решение во всех областях. Часто на этом этапе одну
большую проблему можно разделить на несколько маленьких и поочередно
их решить. В результате, ведущий и эксперт выбирают
ту формулировку проблемы, которая окажется наиболее точной,
и намечают направления для поиска ее решений.
Генерация идей
Генерирование зачастую проходит
с применение метода аналогий. Ведущий просит привести примеры-прецеденты
из других областей (живая природа, политика, психология, другие страны и
т. п.), в которых имеет место рассматриваемая ситуация или похожая на нее.
В процессе поиска этих примеров используются разные виды аналогий.
Прямая аналогия
Рассматриваемый процесс или
объект сравнивается с аналогичными из других областей, т. е.
мы ищем готовые решения.
Личная аналогия
Каждый
участник отождествляет себя с рассматриваемым объектом. Задача
решателя — вжиться в образ рассматриваемого объекта или процесса
и попытаться прояснить все факторы и процессы, которые при этом
происходят. Это позволяет понять задачу изнутри, найти во внутренних
процессах подсказки, которые ускользают при взгляде со стороны. Этот вид
аналогии используется в обучении художников, при обучении их часто
просят нарисовать, как их видят какие-то объекты со стороны: утренняя
чашка кофе, руль автомобиля, ребенок и т. д.
Для упрощения перехода в нужный образ можно воспользоваться трех-шаговой схемой:
1. Опишите ситуацию от первого лица
2. Опишите эмоции и чувства от первого лица (даже если эти эмоции испытывает чашка)
3. Отождествите себя с объектом, попробуйте вжиться в его цель, функцию, трудности
Для упрощения перехода в нужный образ можно воспользоваться трех-шаговой схемой:
1. Опишите ситуацию от первого лица
2. Опишите эмоции и чувства от первого лица (даже если эти эмоции испытывает чашка)
3. Отождествите себя с объектом, попробуйте вжиться в его цель, функцию, трудности
Фантастическая аналогия
Вводим в условия задачи
фантастические средства или персонажей. Например: как изменится наша ситуация,
если все люди будут ездить в отпуск заграницу?
Фантастические аналогии, скорее, используются для оживления атмосферы, стимулирования креатива, чем для получения действительно работающих идей. Но они могут натолкнуть на какие-то интересные варианты или области поиска.
Фантастические аналогии, скорее, используются для оживления атмосферы, стимулирования креатива, чем для получения действительно работающих идей. Но они могут натолкнуть на какие-то интересные варианты или области поиска.
Оценка эффективности идей
Ведущий
подводит итоги по найденным идеям и пытается их связать
с той формулировкой задачи, которая была принята всей группой. Здесь можно
обсуждать полученные варианты, а возникающие в ходе дискуссии аспекты
также вносить в список идей.
На этом этапе особенно важна роль эксперта, который критически оценивает найденные решения с тем, чтобы группа лучше уяснила себе их слабые стороны и сосредоточилась на разработке сильных вариантов. Эксперт также должен оценивать степень реализуемости идей и давать обратную связь по этому аспекту.
На этом этапе особенно важна роль эксперта, который критически оценивает найденные решения с тем, чтобы группа лучше уяснила себе их слабые стороны и сосредоточилась на разработке сильных вариантов. Эксперт также должен оценивать степень реализуемости идей и давать обратную связь по этому аспекту.
Завершение
Выбирается одна идея, которая
затем детально прорабатывается, возможно, уже с применением других
методов, таких как метод Уолта Диснея или 6-ти шляп.
Комментарии
Отправить комментарий