Чтобы текст решал
бизнес-задачу, нужно сделать три вещи:
- сформулировать задачу
- найти тему для текста
- выбрать правильный жанр и написать текст
Цепочка простая:
задача — тема — выбор жанра. Когда у вас есть ТЕМА и ЖАНР,
то сразу понятно, ЧТО ИМЕННО нужно сделать, чтобы этот текст под эту
задачу написать.
РЕЦЕНЗИЯ
Она нужна, чтобы продавать либо
рекомендовать, показывать свою экспертность.
Что делать дальше:
Разложить свои впечатления по значимости — начать с самого сильного — изложить остальные, подкрепляя примерами и аргументами — добавить эмоции — провести параллели, если важно показать свою экспертность, и так далее.
Метафора для рецензии — маяк. Вы расставляете маячки для читателей: здесь — хорошо, а тут — не очень.
Разложить свои впечатления по значимости — начать с самого сильного — изложить остальные, подкрепляя примерами и аргументами — добавить эмоции — провести параллели, если важно показать свою экспертность, и так далее.
Метафора для рецензии — маяк. Вы расставляете маячки для читателей: здесь — хорошо, а тут — не очень.
ЗАМЕТКА
Садясь за заметку, автор первым
делом выбирает тему и сужает её формулировку до тех пор, пока
она не будет затрагивать только конкретный аспект этой темы.
Метафора для заметки — подзорная
труба. В подзорную трубу не увидишь многого, но то, что видно,
можно разглядеть очень хорошо.
СТАТЬЯ
Серьезный жанр. В нем важно предмет
статьи рассмотреть со всех сторон, выделить все важные аспекты
и подтемы. Статья не может быть описательной. Ее непременная
составляющая — анализ и осмысление, ведь бизнес-функция статьи —
«образовывание» читателя, знакомство с вашим подходом
и экспертностью.
Метафора для статьи — глобус. Автор
заботливо поставил тему на ножку. Можно крутить-вертеть и увидеть
и Африку, и Австралию, и Гренландию этой конкретной темы.
Работать так — проще. Не нужно выдумывать
велосипед — он уже существует. Каждый жанр стоит на своем
фундаменте. У каждого жанра — своя задача. У каждого
жанра — свои сильные стороны и свои ограничения. У каждого
жанра — свой понятный практический метод написания. Незачем сидеть и вымучивать
из себя схемы вовлечения аудитории в обсуждение, чтобы потом каким-то
образом попытаться вплести их в текст.
Выбирая среди жанров, а не среди функций
текста, вы будете попадать точно в цель.
Бездонная шляпа тем
Но жанровый подход — только часть
журналистской призмы восприятия текста. Например, вы понимаете, что ваша
задача — привлекать новую аудиторию или втягивать в обсуждение
имеющуюся. Понимаете, что для ее решения подойдут рецензия, зарисовка или
авторская колонка. Но о чем писать?
Каждый раз, в каждом из наших проблемных интервью мы слышали одну и ту же боль: где брать темы? Это был второй инсайт о работе реальных авторов с текстами. Они страдают от дефицита тем.
Пока большинство авторов испытывают танталовы муки, пытаясь дотянуться до тем, у них прямо под носом растут яблоки, виноград, вишня и всё, о чем душа авторская мечтает. Потому что журналистский подход дает доступ к неиссякаемому источнику тем. Не надо голодать, когда кругом изобилие.
Каждый раз, в каждом из наших проблемных интервью мы слышали одну и ту же боль: где брать темы? Это был второй инсайт о работе реальных авторов с текстами. Они страдают от дефицита тем.
Пока большинство авторов испытывают танталовы муки, пытаясь дотянуться до тем, у них прямо под носом растут яблоки, виноград, вишня и всё, о чем душа авторская мечтает. Потому что журналистский подход дает доступ к неиссякаемому источнику тем. Не надо голодать, когда кругом изобилие.
Возьмем для примера
какую-нибудь одну область. Например, изучение английского языка. Если
вы руководствуетесь журналистским подходом, вы будете искать темы
так:
Сформулировали предметную область — выделили в ней несколько предметов изучения — в каждом предмете нашли много тем.
Итак, предметная область — изучение иностранного языка. Предмет — люди, личности. Какие тут могут быть темы? Тут много дорожек, например вот две.
Сформулировали предметную область — выделили в ней несколько предметов изучения — в каждом предмете нашли много тем.
Итак, предметная область — изучение иностранного языка. Предмет — люди, личности. Какие тут могут быть темы? Тут много дорожек, например вот две.
- Дорожка,
А — ученики. С какими ученикам вы работаете? Например,
вы работаете не только со взрослыми, но
и с детьми. Получаем тему «Чем старше, тем „тупее“: как возраст
влияет на скорость освоения иностранного языка». Пишем либо заметку
со своими наблюдениями и выкладками, либо эмоциональную
зарисовку с урока; либо большую статью с уходом
в физиологию и нейропсихологию, если есть время проработать тему
на уровне статьи.
- Дорожка Б
— преподаватели. Кто же в вашей работе из преподавателей
заслуживает внимания? Ну, например, вы сами! Как рассказать
о себе в разрезе своей профессии? Например, так. «Как
я учила язык». Пишете один большой материал или серию зарисовок,
в которых отражаете удачный и неудачный опыт на пути
освоения языка. Как вас учили в школе, дома, в университетах, на курсах,
с репетиторами? Что работало, а что нет? Какие шишки набили сами
и на что никогда не толкнете своих учеников?
Вы же эксперт, можете проанализировать свой опыт и сделать
ценные для потенциальных учеников выкладки.
Это всего ДВЕ дорожки в предмете «люди».
А сколько там еще предметов! А сколько там еще дорожек!
Журналистский подход к поиску тем разительно
отличается от того стихийного перебора, которым руководствуется большинство
авторов. Стоит только повернуть ключик в другую сторону — и открывается дверца,
за которой и пряталась ваша бездонная шляпа тем.
Чем так ценно разнообразие? Если в ваших текстах нет разнообразия, что происходит? Вот что.
Человек читает какой-то ваш материал и приходит к вам: на сайт, в блог или на вашу страницу в фейсбуке. А там все те же однообразные «экспертные тексты» консультанта по маркетингу или монотонное тематическое «пять трендов наступающего лета» профессионального стилиста. И при всем этом ничего про вас, про ваши подходы, отличия и преимущества. Ни одной живой души. Почему вы занимаетесь этим бизнесом? Кто эти люди, которые работают с вами? Какие у вас клиенты? В лучшем случае читатель найдет только два-три «продающих» текста.
Если тексты однообразны, у потенциального клиента не будет почвы для общения с вами. Он не чувствует интереса и уходит — а зачем ему оставаться, если у вас он прочитает все то же, что и у сотни других специалистов? Одно и то же. Каждый день.
Чем так ценно разнообразие? Если в ваших текстах нет разнообразия, что происходит? Вот что.
Человек читает какой-то ваш материал и приходит к вам: на сайт, в блог или на вашу страницу в фейсбуке. А там все те же однообразные «экспертные тексты» консультанта по маркетингу или монотонное тематическое «пять трендов наступающего лета» профессионального стилиста. И при всем этом ничего про вас, про ваши подходы, отличия и преимущества. Ни одной живой души. Почему вы занимаетесь этим бизнесом? Кто эти люди, которые работают с вами? Какие у вас клиенты? В лучшем случае читатель найдет только два-три «продающих» текста.
Если тексты однообразны, у потенциального клиента не будет почвы для общения с вами. Он не чувствует интереса и уходит — а зачем ему оставаться, если у вас он прочитает все то же, что и у сотни других специалистов? Одно и то же. Каждый день.
Вернемся к примеру с изучением
иностранных языков: внутри каждого найденного предмета (например, когда мы
решили искать темы через людей) можно уходить дальше — в отдельные темы и
подтемы. А оттуда — в отдельные идеи по воплощению той или иной темы.
Одна и та же тема может интерпретироваться по-разному в разных жанрах. Причем это будет не попытка рассказать одно и то же по-разному, а два совершенно разных текста.
Одно дело, когда вы постоянно пишете «экспертные статьи». Другое — когда вы пишете зарисовки о себе, своих клиентах, коллегах, короткие заметки на темы, не требующие изложения в семи томах, интервью с интересными людьми, репортажи с профессиональных событий, рецензии на книги, курсы, вебинары, фильмы и выставки.
Одна и та же тема может интерпретироваться по-разному в разных жанрах. Причем это будет не попытка рассказать одно и то же по-разному, а два совершенно разных текста.
Одно дело, когда вы постоянно пишете «экспертные статьи». Другое — когда вы пишете зарисовки о себе, своих клиентах, коллегах, короткие заметки на темы, не требующие изложения в семи томах, интервью с интересными людьми, репортажи с профессиональных событий, рецензии на книги, курсы, вебинары, фильмы и выставки.
Разнообразие нужно, чтобы:
— Привлекать к себе людей, которые устроены по-разному и реагируют на разное. Кому-то «зайдет» аналитическая статью, кому-то — житейское интервью, а кому-то — история из вашего личного опыта.
— Создавать длительные отношения и удерживать читателей у себя на площадке. Сегодня человек читает вас, потому что с вами интересно, а завтра он ссылается на вас, когда кто-то просит рекомендовать консультанта по маркетингу или стилиста.
С журналистским подходом у вас будет так много вариантов, что вы сможете свободно откинуть все кроме уникальных — тех лагун или даже океанов, в которые еще никто никогда не заплывал.
— Привлекать к себе людей, которые устроены по-разному и реагируют на разное. Кому-то «зайдет» аналитическая статью, кому-то — житейское интервью, а кому-то — история из вашего личного опыта.
— Создавать длительные отношения и удерживать читателей у себя на площадке. Сегодня человек читает вас, потому что с вами интересно, а завтра он ссылается на вас, когда кто-то просит рекомендовать консультанта по маркетингу или стилиста.
С журналистским подходом у вас будет так много вариантов, что вы сможете свободно откинуть все кроме уникальных — тех лагун или даже океанов, в которые еще никто никогда не заплывал.
Резюме
1
Перестаете испытывать замешательство, садясь за каждый
новый текст. Теперь вам не надо каждый раз заново выдумывать, как вовлечь,
продать, информировать, развлечь.
2
Владеете журналистским подходом и начинаете писать
тексты разных жанров — работаете в прямой связке «задача — текст» и бьете точно
в цель.
3
Получаете доступ к бездонной шляпе тем, идей и
вариаций. Забываете о дефиците.
4
Используете журналистский подход — и открываете
низкоконкурентные контентные ниши, а иногда и вовсе находите свой голубой океан
контента. Перестаете конкурировать контентом со всем интернетом, пишете
аутентичные материалы.
Комментарии
Отправить комментарий