«Sales promotion»: технология «купите это немедленно!»

«Sales promotion» — мероприятия по стимулированию продаж, один из четырех элементов системы продвижения товаров и услуг (PRO-mix), который объединяет все маркетинговые мероприятия по стимулированию сбыта.

Данная коммуникационная технология сопровождает и контролирует продажи в зависимости от длины плеча движения товара (глубины канала сбыта) от производителя к потребителю, в том числе непосредственно в местах продаж. Ее главная цель : активизировать потребности потребителя для того, чтобы он сделал покупку «здесь и сейчас», т.е. немедленно.



Основными инструментами стимулирования сбыта или товарного маркетинга является не только скидка, как многие считают, а мерчандайзинг, паблисити и рекламная коммуникация.
«Sales promotion» не случайно выделен в системе продвижения как самостоятельный элемент.
Он отличается от других элементов — рекламы, PR и личных продаж — своими особыми целями, содержанием, «местом» использования, а главное точным расчетом маркетинговых затрат. Это нужно для того, чтобы увеличение суммы от  продаж не только покрывало, но превосходило сумму затрат.
Практики знают, во время дегустаций продажи увеличиваются в 2 раза. Расчет затрат на само мероприятие лучше делать с учетом этого результата, не увлекаясь излишним креативом. Иначе зачем?
«Sales promotion» как и любая другая коммуникационная технология имеет свои преимущества и недостатки.
В ситуации, когда во время деловых переговоров перед рекламистом  заказчик ставит конкретную цель, и условием заключения договора называет увеличение продаж, сразу предлагайте «sales promotion». Только эта маркетинговая коммуникация позволит увеличить объем продаж в краткосрочном периоде. Другие элементы продвижения имеют отсроченный характер результата.
Мероприятия по стимулированию сбыта на месте продаж также хорошо «работают» в случае, когда необходимо поддержать приверженность покупателя к определенной марке, вывести на рынок новинку. С их помощью осуществляются не только стимулирующие, но и стабилизирующие цели рекламы.
 Преимущества использования мероприятий по стимулированию сбыта:
·  - возможность личного контакта с потенциальным покупателем
·  - большой выбор форм и средств стимулирования сбыта
·  - покупатель может получить одновременно что-то ценное для себя и при этом больший объем информации о фирме
·  - возможность увеличения вероятности импульсной покупки.
 Недостатки использования мероприятий по стимулированию сбыта:
· - оказывает краткосрочное действие на увеличение объема продаж
· - не является самостоятельной коммуникацией, требует рекламной поддержки
· - имидж фирмы может быть подорван низким качеством элементов стимулирования.
«Sales promotion» используют на каждом этапе перепродажи и в каждом месте продажи. В одних случаях данные мероприятия направлены на конечного потребителя продукции, а в других случаях — на сами каналы сбыта.
Существует три уровня стимулирования: стимулирование каналов сбыта, самого потребителя и собственного торгового персонала. В основе каждого уровня  лежит предложение определенных льгот для потребителей, посредников или продавцов.
Принято выделять канальный маркетинг (channel marketing) как некую разновидность торгового маркетинга, направленного не на конечного потребителя, а на сами каналы сбыта и их участников, например, дистрибьюторов.
В данном случае именно они, а не потребитель, становятся целевой аудиторией рекламной кампании. Соответственно этому осуществляется и выбор маркетинговых мероприятий. Это могут быть и PR-акции (корпоративные события, конференции, презентации), и реклама (печатная, сувенирная продукция), и формы ценового и неценового стимулирования.
Стимулирование продаж конечному потребителю представляет собой иную систему коммуникаций, имеющих строго определенное значение и ограниченных во времени. Есть мероприятия по стимулированию сбыта, которые относятся к жесткому типу, например, существенное снижение цен или продажа дополнительного количества товара при неизменной цене (бонусы). Это эффективно на коротком отрезке времени, но дорого обходится производителю.
«Мягкий» тип относится к конкурсам, лотереям и т.п. Данный метод более эффективен в создании благоприятного имиджа предприятия. Сочетание обоих методов побуждает покупателя к свершению немедленной покупки. Если при этом акция отвечает ожиданиям покупателя, то внушает потребителю симпатию и интерес с меньшими, по сравнению с рекламой затратами.
Стимулирование потребителя – это стимулирование сбыта, нацеленное на поощрение покупки потребителем, включает в себя распространение бесплатных образцов, купоны, скидки, конкурсы, премии и проч.
Важное место среди этих акций занимает реклама. В то время как реклама приводит доводы в пользу покупки товара, стимулирование сбыта объясняет, почему это нужно сделать немедленно.
Совместные цели стимулирования продаж и рекламы 
Стратегические

Увеличить число потребителей и повысить количество товара, покупаемого каждым потребителем

Оживить интерес к товару со стороны клиентуры

Увеличить оборот и выполнить показатели плана продаж

Специфические

Ускорить продажу наиболее выгодного товара

Повысить оборачиваемость товара, избавиться от затова-ривания и придать регулярность сбыту

Оказать противодействие конкурентам

Разовые

Извлечь выгоду из ежегодных событий (праздники, начало учебного года и т.п.)

Воспользоваться имеющимися благоприятными возможностями (годовщина фирмы, открытие нового магазина и пр.)

Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия, т.е. типа целевой аудитории.
Потребитель. Широкий спектр методов стимулирования создан с единственной целью – привлечь потребителя и удовлетворить его запросы. Потребителю как целевой аудитории стимулирования отдается приоритет, тогда как все прочие объекты являются лишь посредниками и воздействие на них оказывается для усиления воздействия на потребителя.
Цели стимулирования, обращенного к потребителю:
·  увеличить число покупателей
 увеличить количество товара, купленного одним и тем же покупателем.
Торговый персонал. Цель стимулирования – превратить безразличного к товару продавца в заинтересованного.
Торговый посредник. Цели стимулирования:
· придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым
·  увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть
·  повысить заинтересованность посредника в активном сбыте марки.
Основные типы стимулирования
Общее стимулирование применяется на месте продажи и служит инструментом общего оживления торговли. Оно в комплексе объединяет продажу по сниженным ценам, демонстрацию товара, игры, дегустации, использование ряженых, праздничное убранство торговых залов, броские рекламные объявления и афиши, рекламную кампанию в прессе, распространение листовок с льготными купонами, вручение подарков в случае приобретения товара на определенную сумму, конкурсы и др.
Избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне общей выкладки (в начале ряда или стеллажа магазина, на выносных лотках или в тележках, расположенных в проходах или на пересечении торговых линий). При этом использование рекламы ограничивается рекламными планшетами и указателями.
Индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.
Использование различных рычагов механизма стимулирования продаж во многом определяется тем, на какой фазе жизненного цикла товара оно производится. Так, стратегический и ответный характер стимулирование приобретает на двух начальных фазах ЖЦТ (внедрения товара на рынок и роста объема продаж), а систематический — по завершении этих фаз (от периода зрелости до начала ухода с рынка).
Основные формы стимулирования продаж
Ценовое стимулирование. Как правило, носит характер временного снижения цен на товары и услуги. Может осуществляться в виде прямого снижения цен, распространения купонов, дающих право на покупку со скидкой (купонаж), и снижения цен с отсрочкой получения скидки. Помимо различных видов скидок, используются также совмещенные продажи, зачет старого товара при покупке нового. Для создания благоприятного имиджа предприятия проводят снижение цен, совмещенное с общественно-полезным мероприятием.
Стимулирование натурой (подарочное стимулирование) можно определить как предложение потребителю дополнительного количества товара без прямой увязки с его ценой. К основным формам натурального стимулирования можно отнести премии (прямые, осуществляемые в момент покупки, и премии с отсрочкой, т.е. после предоставления доказательств покупки) и образцы (покупателю дается возможность опробовать товар).Задачи стимулирования натурой заключаются в том, чтобы дать потребителю определенное количество товара (что принципиально отличается от задачи экономии денег) и придать более предметный и разносторонний характер контактам с потребителями.
Два варианта возможного восприятия стимулирования продаж потребителем:
1) Благоприятное:
товар вполне современен, а значит и предприятие-изготовитель успешен
товар внушает симпатию, а его приобретение приносит дополнительную выгоду
· производитель идет на жертвы и сокращает свои прибыли к выгоде потребителя.
2) Неблагоприятное:
· качество товара невысокое, поскольку он не может быть продан сам по себе
· товар нуждается в приложении, чтобы придать ему ценность

· если производитель идет на стимулирование продаж, то это значит, что он может снизить продажную цену.

Комментарии