10 ключевых
сторитетеллинг-идей от Аннет Симмонс
1) В прикладном сторителлинге (истории, рассказанные для того, чтобы
повлиять на других) существует
всего 6 главных сюжетов:
1. Истории типа «Кто я» - рассказ о себе, максимально открытый, не
скрывающий недостатков
2. Истории, объясняющие «Зачем я здесь» - люди не верят
"благодетелям", обозначайте свои личные интересы и говорите о
взаимной пользе/выгоде
3. Истории о «видении» - нарисуйте для аудитории захватывающую,
яркую и наглядную картину (общего, совместного) будущего
4. Поучительные истории - на конкретных примерах обучают новым
навыкам
5. Истории, демонстрирующие «Ценности в действии» - лучший способ
передать ценность чего-либо - личный пример (рассказ о сделанном ценностном
выборе)
6. Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете» -
предвосхищают, упреждают сомнения и возражения
2) Формально "история"
= любое повествовательное сообщение, почерпнутое из личного опыта,
воображения, литературного или мифологического источника.
Но на самом деле "историями" являются только те повествования,
которые вызывают сильную эмоциональную реакцию, которые мы легко запоминаем
(часто не специально, это своего рода "эмоциональный импринтинг"), и
которые становятся частью нашей личности, изменяя нашу жизнь.
История многомерна. Это означает, что любая хорошая история является
символом, т.е. прячет в себе целый пакет смыслов. И история ценна лично для нас
именно потому, что в различных жизненных ситуациях мы можем
"распечатывать" её, и извлекать те смыслы, которые нужны нам сейчас,
актуальны в данный момент. Причем этот пакет смыслов может содержать в себе и
прямо противоположные по знаку и значению смыслы - история
внелогична.
От себя добавлю, что внутренний план истории всегда намного богаче, чем
внешний. На поверхности это может быть простенькая притча или анекдот, легко
поддающийся интерпретации. Чем и грешат начинающие психологи - им кажется, что
понять (и уж тем более интерпретировать) рассказ/историю клиента очень просто.
Это не так! Любая рассказанная история - лишь верхушка айсберга.
3) Ну очень понравилась мне байка про Насреддина :) Очень уж она
показалась мне актуальной для бизнес-образования, в котором я работаю.
Прям-таки методика проведения тренингов :))
"Насреддина, мудрого, но временами простоватого человека,
старейшины одной деревни как-то попросили прочитать в мечети проповедь.
Насреддин, зная, что голова его полна мудрости, не счел нужным к ней
готовиться. В первое утро он встал в дверях мечети, выпятил грудь и начал:
«Возлюбленные братья мои, ведомо ли вам, о чем я сейчас буду говорить?» Люди,
смиренно опустив головы, молвили ему в ответ: «Мы простые бедняки. Откуда нам
знать, о чем ты будешь говорить?» Насреддин горделиво набросил полу халата на
плечо и высокопарно объявил: «Значит, во мне здесь нет нужды» и пошел прочь.
Людей охватило любопытство, и на следующей неделе у мечети собралось еще
больше народа. И снова Насреддин не соизволил подготовиться к проповеди. Он
выступил вперед и спросил: «Возлюбленные братья мои, кто из вас знает, о чем я
сейчас буду говорить?» Но на этот раз люди не стали опускать головы. «Мы знаем!
Мы знаем, о чем ты будешь говорить!» Насреддин снова набросил полу халата на
плечо и, сказав «Значит, во мне здесь нет нужды», как и на предыдущей неделе,
зашагал прочь.
Прошла еще неделя, и Насреддин, как и прежде, не подготовившись, явился
в мечеть. Он уверенно выступил вперед и задал прежний вопрос:
«Возлюбленные братья мои, кто из вас знает, о чем я буду говорить?» Но на этот
раз люди встретили Ходжу во всеоружии. Половина из них сказала: «Мы бедные,
простые люди. Откуда нам знать, о чем ты будешь говорить?» Вторая же половина
сказала: «Мы знаем! Мы знаем, о чем ты будешь говорить». Старый Насреддин на
мгновение задумался и сказал: «Пусть же те из вас, кто знает, расскажут об этом
тем, кто не знает, а во мне здесь нет нужды». С этими словами он запахнулся в
халат и зашагал прочь."
Но для чего А.Симмонс рассказывает эту историю? Люди иррационально верят в свою
рациональность :). Нам всем кажется, что мы "разумные люди", которые
готовы беспристрастно воспринимать только факты, и выносить свои суждения о
чем-либо только на основании фактов. Но на самом деле история шире и масштабнее, чем
отдельные факты. История - это более широкий контекст, в который мы
осознанно (а чаще неосознанно) включаем имеющиеся у нас факты.
Отсюда три важных прикладных вывода: а) факты вне истории игнорируются,
упускаются из внимания; б) сначала надо рассказать (уточнить, актуализировать)
историю, и уже потом в этом контексте/фрейме подавать факты; в) хочешь
изменить восприятие/понимание/оценку фактов - измени историю, в которую они
включены.
4) Хорошая история =
представление истории =
"театр одного актера". История имеет дело с эмоциями, поэтому ЛЮБЫЕ
экспрессивные средства (способы выражения и усиления эмоций) хороши. Кроме
выразительных средств речи/языка, в рассказывании истории участвует всё наше
тело.
Практический вывод: хороший сторителлер "прокачивает" и умело
использует язык тела - мимику, пантомимику, ставит голос, пластику и т.п.
Короче, очень рекомендованы тренинги актерских навыков :).
5) Назначение истории -
интеграция. Хорошая история строит мосты между рассказчиком и аудиторией,
между слушателями, между аудиторией и человечеством, между пространством
истории и огромным внешним миром. История "сшивает" общим смыслом
разнородные и разнонаправленные интересы, потребности, цели.
Всегда есть нечто большее, чем наши сиюминутные потребности. Всегда есть
нечто более ценное, чем актуализированные в данной ситуации ценности. История
как бы "раздвигает" ситуацию и её понимание, выводя аудиторию на
некий новый мета-уровень.
Хорошая история помогает сначала почувствовать (на уровне эмоциональной
сопричастности), что есть нечто большее; потом понять эти мета-ценности и общие
цели; потом принять их.
6) Масштаб хорошей
истории - целостная личность и её судьба (т.е.
ВСЯ жизнь).
Наши внутренние истории - это сценарии, по которым мы живём. Это наш
персональный миф, в котором у нас уже есть жёстко закрепленная роль (или роли).
Многие из наших внутренних историй закладываются в нас ещё в детстве, в
досознательном возрасте. А это означает, что наши старые истории неизбежно
будут сопротивляться любым новым историям.
Могут ли новые истории "победить" старые? Через прямой
конфликт победа невозможна. Новые истории могут лишь "поглотить"
старые, включив (интегрировав) их в себя. Новая история приживётся только
тогда, когда она продемонстрирует нам новую "лучшую" версию нас самих
- более целостную и более масштабную, основанную на наших лучших качествах, но
принимающую и "прошлого меня". Новая история даёт видение
"нового меня в моей новой жизни" (на протяжении всей этой
жизни).
От себя добавлю, что Симмонс эту идею раскрывает крайне невнятно :(.
Но идея сама по себе очень хороша, и прекрасно стыкуется с юнгианской
индивидуацией, самоактуализацией по Маслоу и прочими методологиями
саморазвития.
7) Негативные истории не работают! Даже если мы пытаемся привлечь
внимание аудитории к страшным и объективно неприятным проблемам, нам не следует
давить на отрицательные эмоции. Истории должны вдохновлять, а не убивать
надежду.
Существует шесть
сложных ситуаций -
эмоциональных состояний слушателей - в которых влияние истории слабеет (и что
делать, чтобы эти состояния преодолеть):
1. Цинизм, скептицизм, повышенная критичность - рассказывать историю
так, чтобы она подключала/включала личные впечатления/опыт слушателей, это
будет для них лучшим доказательством;
2. Обида по отношению к рассказчику - демонстрировать уважение к
личности; искать "точки пересечения"; фиксировать общие интересы;
показывать общую перспективу (видение совместного будущего);
3. Зависть - /аналогично п.2/;
4. Безнадежность, уныние, неверие в успех - история "ценность в
действии", показывающая, что перемены начинаются с нас, и что даже великие
перемены начинаются с маленьких шагов;
5. Апатия, отсутствие мотивации, пассивность - причина апатии обычно
заключается в страхе перед сильными негативными переживаниями, плюс это
следствие нехватки сил, жизненной энергии. Нужны истории о том, что делает нас
живыми, что помогает нам найти источники "живой воды" в себе и в
окружающем мире;
6. Жадность, эгоизм - в целом стратегия та же - поиск общих интересов,
но мне очень понравилась история (из разряда "альтернативная ценность в
действии" :)) из книги, которую можно рассказывать эгоистам:
"Однажды звери собрались в лесу, чтобы решить, кто из них самый
сильный. Каждый выходил на поляну и демонстрировал, на что он способен.
Обезьяна вскочила на дерево, а потом принялась ловко перепрыгивать с ветки на
ветку. Все звери начали ей аплодировать. Тогда к тому же дереву подошел слон,
вырвал его с корнем и поднял до неба. Все звери согласились с тем, что слон
сильнее обезьяны. Но человек сказал: «Все равно я сильнее». Все посмеялись —
разве мог человек быть сильнее слона? Человек рассердился и достал ружье. Звери
бросились врассыпную и навсегда убежали от человека. Человек не знал разницы
между силой и смертью. И звери до сих пор опасаются его невежества".
8) В книге очень неплохая глава про умение слушать. Принцип просто:перед
тем как рассказать историю, нужно выслушать историю вашей аудитории. Иначе просто не будет
общей базы для разговора.
Лично мне эта глава была мало полезна, т.к. навыки слушания - мой
ежедневный рабочий инструмент. Для себя вынес две идеи: а) истории
рассказываются не только клиентами в моем кабинете :), и надо побольше обращать
внимание на случайные истории; б) меньше аналитичности и критичности (особенно
по отношению к случайным историям).
9) Рассказчик и
слушатель - две равновеликие и взаимодополняющие роли. Правильный
сторителлинг возможен лишь тогда, когда есть позиция партнерства, равенства и
уважения между всеми участниками ситуации. Пожалуй, самая главная ошибка в
сторителлинге - взять на себя роль всезнающего гуру, поучающего свысока
несмышленую аудиторию. Не удержусь, приведу блестящую цитату из книги про
гуруизм:
"Моя подруга, успешный писатель, оратор и преподаватель, жаловалась
на то, что люди во что бы то ни стало хотят навесить на нее ярлык гуру.
Достижение влияния требует пауз, и я промолчала, но мне хотелось сказать:
«Милая моя, если они так липнут к тебе, значит ты сама их на это провоцируешь».
Любой человек, обладающий даже малой харизмой и умеющий складно говорить, может
склонить на свою сторону тех, кто с готовностью отрекается от самостоятельного
мышления. Вообще-то роль гуру очень соблазнительна. Но становиться объектом
поклонения весьма опасно, поскольку тогда из поля вашего влияния автоматически
исключается думающая публика.
Если такой снисходительно вещающий гуру на мгновение отвлечется от
восхищенных лиц последователей, то увидит не столь восхищенные лица. Поднятые в
удивлении брови, отведенные в сторону взгляды — это ответ думающего человека на
снисходительную улыбку, длинные туманные объяснения и мудрые афоризмы. Тех, кто
не входит в тесный кружок последователей, дух превосходства будет раздражать, и
повлиять на таких людей вы не сможете. Отказ от роли гуру может разочаровать
поклонников, но взамен вы, возможно, получите более широкую аудиторию."
10) И последняя супер-идея из книги - это 7 способов поиска историй для
сторителлинга:
1. Ищите образцы: разнообразные темы, раскрывающие вас как личность;
сюжеты о моментах душевного подъема, доказывающих, что вы на правильном пути;
повторяющиеся случаи неудач, побуждающих искать истории о том, зачем вы здесь;
истории о ваших триумфах, о том, что они все вместе для вас значат.
2. Ищите закономерные последовательности: вспомните хорошие и плохие
результаты ваших усилий в прошлом, посмотрите, как их можно использовать для
будущего успеха; оцените, как хорошие и плохие результаты повлияли на ваши
отношения с людьми; читайте истории с моралью (например, басни Эзопа), чтобы
вспомнить подобные случаи в вашей жизни.
3. Извлекайте уроки: вспомните критические ситуации и сформулируйте
уроки, которые вы из них извлекли; вспомните самые крупные из совершенных вами
ошибок; вспомните моменты, когда вы были рады, что послушались родителей;
вспомните о поворотном пункте в карьере и об извлеченных из него уроках;
оглянитесь назад и подумайте, что бы вы сейчас сделали по-другому.
4. Ищите пользу: вспомните историю, изменившую вас, историю, которая
органически вплелась в старую историю; вспомните чужие истории, которые
работали; есть ли в вашем арсенале «домашняя» история, которая могла бы
оказаться полезной и на рабочем месте? Попросите других рассказать вам историю,
которая на них повлияла, и попросите разрешения ее использовать.
5. Ищите уязвимые места: расскажите о ваших слабых местах; вспомните,
когда и почему вы в последний раз плакали; вспомните, когда вы в последний раз
были так счастливы, что хотелось пуститься в пляс; вспомните момент, когда вам
хотелось от стыда спрятаться под стол; вспомните трогательные семейные истории
о тех, кого вы искренне любили.
6. Представьте себе будущие переживания: превратите свои мечты о том,
«как могло бы быть», в полновесную историю с реальными героями (люди любят,
когда их включают в истории); разверните свои дурные предчувствия в полноценную
историю с потенциально плохими последствиями — какими они будут и кому
повредят.
7. Подберите достойную воспоминания историю: найдите запомнившуюся вам
историю и исследуйте ее глубинный смысл; фильм или книга понравились вам по
какой-то причине — постарайтесь рассказать их историю со своей точки зрения,
так, чтобы другие поняли, какой смысл в них видите вы."
Десять
контрольных вопросов для оценки и развития собственных навыков
сторителлинга
В книге Аннет Симмонс "Сторителлинг. Как использовать силу
историй" есть много полезностей, над которыми стоит задуматься и взять на
карандаш.
Опубликую здесь 10 вопросов, может быть эти вопросы (точнее, ответы на
них) пригодятся и вам:
1) Какой сюжет (из 6 типовых) для меня сейчас наиболее актуален? Для
достижения моих жизненных целей какого рода истории мне нужно сейчас
рассказывать?
2) Какие истории меня потрясли в последние 2-3 года? Какие истории
изменили (и как?) меня, стали частью моей личности?
3) История = йога (с санскр."единение") = верёвка, чтобы
связать... что?! Для чего именно мне нужна история? Какие части моей жизни /
судьбы / Мира в целом я хочу связать? Какой целостности, какого единения
мне не хватает?
4) Хороший ли я рассказчик (и писатель) историй? Что именно, какие
конкретные навыки мне нужно "прокачивать" в умении представлять
истории устно и письменно?
5) Кто мой слушатель? Кому бы я хотел рассказывать мои истории? Каков
портрет "аудитории моей мечты"? :) И главное: какого рода
"единение" я могу предложить моей лучшей аудитории?
6) В какой истории/историях я живу сейчас? Каковы мои роли/персонажи
сегодня? И что там дальше по сюжету? Чем могут закончиться мои сегодняшние
истории, к каким поступкам меня подталкивает логика моей роли?
Хочу ли я, чтобы моя сегодняшняя история была увековечена в книге? Или
мой настоящий "персональный миф" намного больше? Не пора ли укрупнять
масштаб моей сегодняшней истории?
7) С какими из шести барьеров (цинизм, апатия и проч.) сталкиваюсь я и
мои истории? Что можно сделать? Усилить истории? Изменить аудиторию? Говорить
вообще о другом?!
8) Чьи истории мне нравится слушать сегодня? Почему я хочу их слушать,
зачем мне на самом деле это надо?
9) Что я могу сделать, чтобы улучшить диалог с моей аудиторией? Чтобы
это действительно был обмен историями "на равных"?
10) Куда ведет меня моя история? Какой финал я хочу и могу
сочинить?
Попробуйте!
Всем удачи и хорошего сторителлинга!
Комментарии
Отправить комментарий