На днях
крупнейшие британские деловые издания сообщили: производитель самых дорогих
смартфонов в мире Vertu обанкротился — он сворачивает производство
и распускает всю команду из 200 человек. Бренд, телефоны которого
стоили от 10 000 до 40 000 долларов, накопил огромные
долги — 160 миллионов долларов. В отчаянной попытке спасти бизнес Vertu
попытался реструктуризировать долг, но кредиторы оказались непреклонны.
Как компания, чьи устройства почти 20 лет были олицетворением роскоши
и финансового успеха, подошла к краху и удастся ли новому
владельцу возродить бренд — в материале РИА Новости.
Как все
начиналось
Своим
появлением в 1998 году компания Vertu обязана финской Nokia —
тогдашнему лидеру рынка мобильных телефонов, которая открыла дочернее
предприятие в Великобритании. Идейным вдохновителем Vertu стал ведущий
дизайнер Nokia Фрэнк Нуово, но свою причастность к бренду
премиум-сегмента финны старались не афишировать.
Задумка состояла в том, чтобы сделать мобильник,
который будет выглядеть как роскошное ювелирное изделие и подчеркнет
высокий социальный статус обладателя. Vertu стала применять для отделки
дорогостоящие материалы — кожу, титан, золото, платину, делала экраны
из сапфира и украшала устройства драгоценными камнями. Фишкой стали
ручная сборка каждого аппарата и эксклюзивный круглосуточный
консьерж-сервис, который мог и забрать вещи у владельца
в химчистку, и организовать ему VIP-посещение ресторана.
Из рук
в руки
Статусная продукция пришлась по душе
богачам из Саудовской Аравии, бизнесменам из Китая и нуворишам
из России. Vertu продавала устройств на 200 миллионов долларов
в год.
Дела
у родительской компании тем временем шли значительно хуже — Nokia
сокращала персонал и искала средства, чтобы поддержать производство. В
2011 году Nokia лишилась звания крупнейшего в мире производителя
смартфонов, а год спустя продала большую часть акций Vertu шведской EQT.
Vertu к тому времени уже начала отставать от стремительно меняющегося
рынка, и шведы взяли новый курс: перевели телефоны с непопулярных
операционных систем на Android и стали использовать вместо кнопок
технологию сенсорного экрана.
Но было уже
поздно: прогрессивные конкуренты Apple и Samsung стремительно захватывали
рынок, а Vertu так и не смогла предложить своим клиентам ничего
нового.
В
результате продажи элитных телефонов начали неуклонно снижаться, в 2014
году компания отчиталась о 65 миллионах долларов убытков, а купившие
ее в 2015-м китайцы избавились от нее уже через полтора года.
До
и после iPhone
В последних моделях этих телефонов
начинка, в общем-то, соответствует современным требованиям. Например,
новые смартфоны Vertu Aster Chevron оснащены четырехъядерным процессором
Qualcomm Snapdragon, 64 Гб встроенной памяти, 13-мегапиксельной основной
камерой и достаточно емким аккумулятором — 2275 мАч.
Люксовость создают
титановый корпус и фирменный экран из сапфирового стекла. Цена
аппарата — 300 тысяч рублей. Но эксперты указывают — технические
характеристики сегодняшних флагманов превосходят то, что предлагает
Vertu, — их технологии отточены и постоянно совершенствуются,
при этом они почти в десять раз дешевле и ориентируются
на массовое производство.
Это поняла и целевая аудитория
богачей, на которую бренд делал ставку многие годы: они уже не хотят
переплачивать за красивую упаковку. Но тот же iPhone при большом
желании и за дополнительную плату (5-10 тысяч долларов) по заказу
"оденут" в корпус из кожи, платины или чистого золота.
"Всю
историю Vertu можно определить как "до и после iPhone". Как
только последний начал свое стремительное восхождение, роскошь становилась все
менее важна, чем удобство использования. А потому Vertu со своими
сапфировыми экранами все более бессмысленны и находят все меньше отклика.
Вообще непонятно, кто будет покупать Android-смартфон за 30 тысяч
долларов", — отмечают эксперты авторитетного портала
о технологиях TechCrunch.
Критики иронизируют и над
фирменной надписью Handmade in England, выгравированной на внутренней
части аппарата. Маркетологам прочно удалось закрепить в сознании своих
богатых клиентов идею о том, что аппараты создают исключительно
в Англии, и заложить ее в цену. Тем не менее большинство
комплектующих для всех моделей Vertu поставляют все те же китайские
и европейские производители.
Технологически,
как отмечают наблюдатели, запрыгнуть с лидерами рынка в один
вагон Vertu вряд ли удастся, время безнадежно упущено. Эксперты склоняются
и к тому, что новый владелец Vertu, турецкий миллиардер Хакан Узан,
быстрее похоронит бренд, чем его возродит.
Кто такой
Хакан Узан и зачем ему Vertu
По
данным британской Daily Telegraph, в марте 2017 года Vertu купила кипрская
компания Baferton, принадлежащая турецкому бизнесмену Хакану Узану, за 61
миллион долларов. Узан — выходец из влиятельной турецкой семьи,
владевшей в свое время строительной компанией Uzan Holding, в которую
входили в том числе мобильные операторы и банки.
Вокруг
семьи Узан нередко возникали скандалы. Например, в 2002 году ее уличили
в нецелевом использовании кредита на два миллиарда долларов:
выяснилось, что деньги пошли не на развитие cотовой связи в Турции,
а на покупку недвижимости на Манхэттене, самолетов и яхт.
Наблюдатели позже шутили, что Хакан Узан попросил помощника купить ему телефон
Vertu, а тот не глядя купил всю компанию целиком. И уже спустя два
месяца совершил фатальную ошибку: представил самый дорогой смартфон
в истории компании — Signature Cobra Limited Edition за 360
тысяч долларов. Эксперты уверены: тем самым он забил последний гвоздь
в крышку гроба Vertu.
Новый владелец, впрочем,
не опускает руки: он намерен перенести все производство Vertu в Китай
и запустить продажи китайских Vertu в конце этого года. Об
элитарности здесь говорить явно не придется. В лучшем случае это будет еще
один китайский смартфон второго или третьего эшелона, и былая слава
Vertu будет явно работать не в его пользу.
Комментарии
Отправить комментарий