Сейчас каждая компания, от крохотного ИП до большой
корпорации, столкнувшись с конкурентным рынком и, что еще хуже, продолжительным
падением спроса, который будет продолжаться весьма и весьма долго, денно и
нощно думает над вопросами собственных преимуществ. В активных продажах и
хитрых приёмах, позволяющих “продать больше” уже разочаровались даже те, кому
не хватало здравомыслия ранее. Вопрос стоит по-другому — как продать вообще? И здесь не технологии продаж,
не реклама, а маркетинг начинает работать по полной. Если он, конечно, у вас
есть.
А он у вас есть наверняка, потому как маркетинг — это здравый смысл. Это умение встать на сторону
потребителя, и работать эмпатически, сопереживая, вникая в потребности.
Если ваш бизнес проработал года три и в планы не входит его закрытие, могу
сказать что здравый смысл и эмпатия у вас присутствуют. Иначе всё бы случилось
значительно раньше. Осталось лишь повысить их процентное содержание в
принимаемых решениях, и тогда рынок предстанет совсем в другом свете.
И здесь как раз и возникает вопрос по поводу
конкурентных преимуществ. Чаще всего звучит он так: “что делать, если таких
преимуществ у нас нет?”. Если вы не сотрудничаете с государством или ваш
родственник не занимает ответственную позицию в компании, на долю которой в
вашем обороте приходится более 50% — скорее всего они есть, просто вы о них не знаете. И это — нормальная ситуация. Я очень часто встречаю компании,
которые даже не подразумевают, какой конкурентной силой они обладают — потому как они смотрят изнутри своего бизнеса, а не
глазами покупателя. Это как раз недостаток эмпатии, который надо восполнять. И
это — хлеб стороннего специалиста, который может посмотреть на
бизнес нелицеприятно.
Если говорить о процессе, поиск недостатков, которые
необходимо устранить и которого так боятся клиенты (вплоть до отказа
сотрудничать) имеет очень серьезную оборотную сторону. Поиск нерелевантного
рынку элемента в предложении компании может дать результат как со знаком
“минус” (и это бывает), так и со знаком “плюс” (бывает всегда). Часто такой поиск
заканчивается не изменением продуктового или ценностного предложения, а сменой
аудитории. Собственно, для этого от компании не требуется серьезных вложений в
изменение продукта — лишь, фактически, изменение коммуникаций. Те,
кто занимаются продажами, учат продавать. Но они учат механике продаж, не
задаваясь вопросами а то и тому ли мы продаём. И т.к. маркетологи приходят в
компании уже после продажников (справедливо и для внутренних
специалистов, и для проектно-приглашенных), именно им и предоставляется
возможность найти те самые “конкурентные преимущества” в результате поиска.
Значимые для потенциальных покупателей. Или пользователей. Или плательщиков.
Или для тех и других и третьих… Одно уже такое разделение даёт совершенно иную
картину продукта и рынка. И, как следствие, конкурентных преимуществ.
Далее работа не должна прекращаться. Объяснить можно на
примере коктейлей или рецептов блюд. Если вы одни и те же ингредиенты смешаете
в разных пропорциях, да еще и обработаете по-разному, вы получите совершенно
разные блюда или напитки со своим неповторимым и запоминающимся вкусом. Так и в
маркетинге; в процессе разработки этих самых конкурентных преимуществ (которые
сейчас модно называть “ценностным предложением”, а сам процесс — “дизайном”), важны не только сами составляющие, которые
могут быть идентичны конкурентным, но и то, как они между собой связаны, чем
объединены и на кого нацелены. Это наглядно демонстрирует, например,
автомобильный рынок. Найдется ли сейчас хоть одна компания, помимо Tesla,
которая обладает чем-то реально уникальным, инновационным и прорывным, в корне
меняющим опыт взаимодействия между человеком и его автомобилем? Но меняет ли
это суть? Компании успешно конкурирует между собой и не только ценой, хотя
никакой разницы между Mercedes, Audi и BMW нет. Более того, к ним стремительно
подбираются типичные игроки более низких сегментов… Это случай “апельсинового
сока”, который не может быть натуральнее чем на 100% вне зависимости от
производителя.
Но тем не менее на рынках есть разнообразие — благодаря дизайну, который уже давно стал значимым
преимуществом, благодаря стереотипам вокруг бренда, благодаря сервису,
благодаря финансам… Конкурентные преимущества, например, в скорости ответа на
запрос — очень актуальны для Украины, где желаемость мгновенного
сервиса крайне высока. Хотя на большинстве рынков и в особенности B2B вообще
ответ на запрос по электронной почте зачастую редкость. Именно поэтому при
создании подобного набор преимуществ очень важно отталкиваться в первую очередь
не от того, что есть у вас, а от той практики, что сложилась на рынке. А
подобный подход по моим наблюдениям — это редкость. “Мы лучше всех делаем…” — понятно. Но “на рынке все делают…” — данный анализ чаще всего пропускается. И напрасно.
Нет, анализ скрытых возможностей внутри компании крайне важен,
так же, как и поиск недостатков с последующим их устранением. Но эти процессы
всё равно находятся в рамках продуктового мышления, выйти за которое бывает
очень сложно. И, чаще всего, не очень комфортно. Хотя именно здесь, “с улицы”
имеет смысл начинать поиск.
Механика проста: оцениваем конкурентную среду, оцениваем
собственный продукт и возможности его изменения, оцениваем аудитории… в общем,
здесь нет ничего нового и… как ни парадоксально, ничего сложного. Поиск
конкурентных преимуществ — это не креатив, а рутина. Это анализ. И если вы
создали работающий бизнес, то пройтись по нему с маркером не должно
представлять труда. Надо только знать как. А для этого есть много источников
вдохновения, причём весьма простых для освоения — от Портера до Остервальдера. Главное, не бросаться в
“голубые океаны”, а пытаться сначала научиться плавать в своём красном, раз уж
течение туда занесло.
И вот создав подобный список возможных конкурентных
преимуществ, вы приступаете к самому важному. Начинаете их ранжировать и сортировать.
Методик масса — используйте любую. Результаты всё равно не будут
отличаться сильно. В итоге вы, как правило, придете к трем группам — базовой, дополнительной и уникальной. Названия могут
быть различными, но суть будет одна и та же: первая группа
позволяет конкурировать на рынке и вроде как конкурентным преимуществом
являться не должна. Но порой соблюдение норм и правил уже может преобразоваться
в реальный мотив для покупки. На рынке конкурентном игнорирование базовых
преимуществ не даёт легитимного повода для существования спроса и бизнеса в
целом. Дополнительные преимущества — существенно ограничивают круг предложений,
рассматриваемых потребителями. Т.е. если “базовый набор” есть у всех 100
игроков, то особенные требования могут удовлетворить лишь десять из ста. Здесь
мы уже включаем в наши маркетинговые расчеты целевую аудиторию как один из
инструментов. И, наконец “уникальные преимущества”, которым все так
обеспокоены. Как они работают? Всё очень просто. Уникальный набор ценностей,
которые выражаются в УТП приводит к безальтернативности вашего предложения на
рынке. Т.е. из ста игроков вашему (!) потребителю подходит только ваш продукт и
никакой другой. А теперь вопрос — как часто на рынке может возникнуть подобная ситуация и
что необходимо сделать для того, чтобы потребитель даже не смотрел в
сторону конкурентных альтернатив и субститутов?
Не похожа ли погоня за “тем самым уникальным
конкурентным преимуществом” на бессмысленную борьбу с ветряной мельницей?
Огромные ресурсы тратятся на то, чтобы выделить и сформулировать такую вот
уникальную позицию, которую еще и надо закрепить в сознании потребителей с
таким запасом времени, что без беспочвенных фантазий просто не обойтись. Что мы
и имеем в сухом остатке — пустые, ни чем не подкрепленные и абстрактные
“обещания брендов”, которые и выражают конкурентные преимущества продуктов и
подчеркивают их “позиционирование”.
Это как раз тот самый журавль в небе в ситуации, когда
синицы прямо лезут в руки. Зачем? Потому как никому не хочется быть крепким и
надежным “середнячком” даже там, где все призрачно и жидко. Это уже амбиции
быть лучшим на рынке. Они похвальны, но счастье порой можно обрести, став
просто стабильным и научившись вовремя и в полном объеме исполнять свои
обязательства. И пусть “быть #1” станет вашей долгосрочной целью — чтобы её достичь, надо научиться сначала делать
безупречно хорошо, включая мелочи. И это огромное конкурентное преимущество,
сильно недооцененное на фоне маркетинговой демагогии об уникальности. При этом
ни что не мешает к ней стремиться. Но надо усвоить одно простое правило — к собственной уникальности бизнеса приводит обладание
уникальным ресурсом: знанием, навыком, ингредиентом, опытом, количеством
времени или денег.
Вы уверены, что ваш ресурс прямо
сейчас достаточно
уникален, не копируем, не воспроизводим? Правдивый ответ на этот вопрос может
многое изменить.
Комментарии
Отправить комментарий