Не секрет,
что механизмы покупки внедрили у себя социальные сети. Так же не секрет, что
этим активно занимаются издания, ставшие магазинами. Ты видишь картинку, которая
тебе нравится и совершаешь покупку в один клик. Где бы ты не находился — в Pinterest, VK, Facebook или Google Картинках. Вроде бы
невинная шалость, которая уже и не выглядит технологической фантастикой, но за
ней скрывается очень серьезная угроза.
Дело в том,
что сейчас происходит переосмысление не просто каналов продаж, а переосмысление
самого процесса покупки и привычки покупать. А это уже более важно.
Что мы
делаем сейчас? Мы удовлетворяем свою потребность в три очень чётко
разграниченных этапа. Мы ощущаем необходимость (в т.ч. и благодаря
коммуникациям), мы совершаем покупку и мы реализуем потребность.
Реклама-магазин-опыт. Всё понятно. В центре уравнения стоит ритейл. Онлайн,
мобильный или физический — не важно. И именно эта последовательность и порождает
доходы ритейлеров. Потому как эти доходы зависят от контроля со стороны
рыночного игрока и он может влиять на них при помощи огромного арсенала
маркетинговых инструментов. Цены и скидки, промо-акции и программы лояльности,
мерчандайзинг и атмосфера всеобщего безумия во время распродаж — всё это контролируется ритейлом. Манипулирование
порождает прибыль.
И всё бы
было хорошо, если бы это незыблемый трехэтапный процесс не выходил бы из под
контроля… Проблема в том, что благодаря современным технологиям традиционный
процесс шоппинга потихоньку исчезает из нашей жизни. Приведу простую аналогию — банкинг. Раньше мы получали по почте счет и шли
оплачивать его в банк. Потом мы получали счет почтой и оплачивали его онлайн,
введя реквизиты или отсканировав штрих–код. Теперь мы можем таким образом
настроить свой интернет-банк, чтобы счета, которые поступят туда в электронном
виде от поставщиков наших услуг оплачивались в автоматическом режиме (или с
подтверждением). Т.е. вся работа исчезла.
Другой
пример – связь. Двадцать лет назад чтобы позвонить на улице (потребность), надо
было найти телефон–автомат (купить услугу) и совершить звонок. Сейчас же
удовлетворение потребности “размазано” по нашему дню и не требует временных
ресурсов на удовлетворение (поиск возможности).
Подобная
ситуация происходит и с ритейлом: доставить продукт, дождаться покупателя,
привезти покупателю… Из этого остаётся самая суть — доставка. А что с остальным?
Во-первых,
стоит упомянуть о шоппинге автоматическом, с которым экспериментирует Amazon.
Его кнопка Tide — прямая аналогия с развивающимся банковским сервисом
электронных счетов. А если вспомнить об интернете вещей, то совсем не за горами
то время, когда ваша стиральная машина будет сама заказывать порошок. Есть ли в
этом хоть какая-то технологическая сложность? Нет. Это уже можно сделать
сейчас.
Во-вторых,
это шеринг и подписки. Вы боитесь, что ваша стиральная машина закажет не то, не
там и слишком дорого? Покупайте подписку в зависимости от объемов ежемесячной
стирки и получите машину совершенно бесплатно. Миф? Реальность. Потребность
удовлетворена. Но где в ней место ритейлеру?
И это мы еще
не говорим о том, что сам процесс шоппинга начинает размазываться. Можно ли
точно определить, просматриваем ли мы новые тренды в мебели или покупаем себе
новый столик? Нет, это происходит спонтанно. Но если раньше это был хотя бы
интернет-магазин, то сейчас технологии позволят совершать покупки даже не из
рекламных баннеров, а просматривая новостную ленту или читая статью. Точно так
же, не забывая о цифро-физической составляющей, покупки можно будет совершать
просто сфотографировав понравившийся объект на телефон.
Будущее? Да, безусловно. Но невероятно близкое. И если ваш горизонт
планирования заходит за 2018-й год, о нём уже стоит задуматься. Шоппинг
перестаёт быть процессом и занятием, на которое покупателю требуется выделять
какой-то дополнительный ресурс.
Комментарии
Отправить комментарий