После
окончания Второй мировой войны на всех рынках начался фантастический рост
спроса. И, конечно же, началась гонка производств и появилась сильнейшая
конкуренция— компании стремились делать и больше, и лучше, и дешевле. В те
времена родились (или зародились) множество концепций менеджмента и маркетинга
с фокусом на желании удовлетворить потребности покупателей максимально полно,
конечная цель которых была одна, озвученная выше, — дать потребителю дешевый, но качественный продукт
массового спроса.
Собственно,
эта ситуация продлилась до полного насыщения рынка и приведения его в
сбалансированное состояние, т.е., фактически, это был 50-летний период до
середины 90-х. И дальше начался “ступор”. Потребители перестали хотеть что-то
конкретное, потому как у них всё было. Рынок достиг невиданного разнообразия и
столкнулся с проблемой: даже самые изощренные интервью не давали компании
возможности выйти на совершенно новые рынки и создавать инновационные продукты.
Покупатели же помогали, но в случае, когда задача была в том, чтобы улучшать
то, что уже есть. И к сегодняшнему дню таких продуктов, эволюционный подход к
их развитию доминирует, осталось мало.
Именно
поэтому методики, завязанные на изучение потребностей, те, где в основе лежит
мнение потребителя и его пожелания — ушли в сторону или признаны неэффективными. Потому как
изменилась сама суть изучения потребителя: если раньше компании пытались понять
как потребитель выбирает и что ему нужно (искали тот самый “крючок”), то сейчас
задача подобных инструментов — отсечь то, что уже есть, было и не даст необходимого
рыночного эффекта. Т.е. сузить поле для поиска собственного предложения, а не
найти его в рамках изучения потребителей. В том числе, и из-за того, что
постоянно растёт доля недостоверной информации, полученной в результате
подобных исследований: более 70% респондентов дают ответы, которые являются
социально–одобряемыми или выставляют их в лучшем свете. И что же тогда
исследовать?
Тем более,
если мы говорим не о понятном потребителям продукте, а о новом — которого даже не существует!
Именно
поэтому стали популярными подходы типа minimum viable product (MVP) и прочего
быстрого прототипирования бизнеса, позволяющие показать потребителям концепцию
будущего продукта, которую они способны оценить благодаря его “условной
материализации”. Тем самым производитель (новатор, старт-ап) минимизирует свои
риски, упрощая задачу своим респондентам. Это называется customer development:
мы даём нашим клиентам повод для обсуждения, а потом развиваем продукт вместе с
его клиентами согласно их пожеланиям. В результате клиент получает то, что
захочет.
Эта
концепция, озвученная как раз в середине 90-х (в процессе трансформации
подходов и переходе от производственного к ценностному), к сожалению, так и не
нашла практического применения. Удивительно, но это всё из-за потребителей,
которые не горят желанием получить сырой продукт за свои деньги и в плюс к
нему, зачем-то втянуться в его развитие. Но последователей среди
предпринимателей у этой идеи много, потому как она на первый взгляд снимает с
них всю ответственность.
Но вот что
здесь самое важное, на мой взгляд. Проблема-то не решена! Бизнес всё равно
завязывается на мнении потребителей, когда речь заходит о развитии продукта.
Решив второстепенную проблему (как при полностью насыщенном рынке помочь
представить покупателям новый способ удовлетворения потребности), бизнес не решил
главную: как вытянуть из покупателя идею нового (прорывного продукта). А ответ
простой: никак.
Если вы
создаёте новый паб и при этом начинаете активно взаимодействовать с
потребителями, создавая вместе с ними идеальное меню, результат вас очень
удивит: или это будет банальный набор из конкурентной среды, или,
действительно, идеальная закуска к пиву: pork wings (“свиные крылышки”),
которые весьма часто спрашивают в пабах. Но спрос так и остаётся
неудовлетворенным (почему-то).
Проблема в
том, что рискуют и выигрывают на рынке те компании, которые создают продукты вопреки мнению потребителей зная, что так
будет лучше и правильнее. Потому как эти компании — профессиональны и потребители нанимают их
продукты на работу так же, как нанимали бы людей ранее. “Нанять и обучиться
вместе” — customer development — попробуйте это рассказать тем, кто ищет себе личного
повара.
В этом и
суть трансформаций, произошедших с рынком почти 20 лет назад. В те далёкие
времена потребитель чётко знал, что хотел. То, чего у него не было или было ему
недоступно. И эту информацию было легко получить от потребителя и применить её
для создания качественных продуктов (тот же QFD). Технологии позволили
удешевить большинство потребительских товаров и услуг, и в течение второй
половины прошлого века они стали доступны для максимально широкой аудитории. И
теперь эта аудитория не знает, что хочет. Простое вместо сложного — это, пожалуй, единственная проблема. И этого знания
вполне достаточно, чтобы создать новый продукт, рискнуть, предложив его
рынку, и получить вознаграждение.
Получается, что то самое “продуктовое мышление”, а не фокус на
потребителе, остаётся драйвером успеха. Да, понятие продукта подверглось
переосмыслению и ставки выросли. Но в остальном — ничего не изменилось. Профессиональный рынок предлагает,
покупатель оценивает. Но никак не наоборот.
Комментарии
Отправить комментарий