Наконец, вся информация о клиентах хранится в базе. Бухгалтерия подвязана,
паспорта заполнены, контактные лица описаны (вплоть до дней рождения и
конфессиональной принадлежности). Наступает пора запустить анализ клиентской
базы.
Про подвязанную бухгалтерию. В сегменте B2B бухгалтерия имеет дело не с
клиентами, а с их юр.лицами. Половина В2В-компаний не может сказать, сколько
денег перечислил тот или иной клиент, потому что они разбросаны по разным
юрикам. Это громадная проблема.
Итак, анализ клиентской базы отвечает на вопросы: кому, что и
как можно продать.
Первое, самое простое и самое важное: кому.
Кто ваши клиенты? Где они расположены? В каком сегменте вы получаете
основные доходы? Какие профили клиетов из этого сегмента дают большой чек? Как
выглядят самые массовые клиенты?
В разных регионах можно (и нужно) вести разную политику. Где-то торговать с
дилерами (розницей), где то через дистрибьюторов. Чтобы принять решение, нужно
как минимум знать, какие клиенты в каждом регионе уже есть.
Нащупав профиль клиента, с которым у вас хорошо получается работать,
работайте с ним. Например, вы производите колбасу. Ваши менеджеры бегают по
супермаркетам, а хорошие продажи дают магазинчики в спальных районах и палатки
на рынке. Не надо биться о вкусный, но чужой сегмент. Лучше обойти все
магазинчики и палатки. Кстати, заодно пусть найдут все точки, где вас еще нет,
и окучат их.
На этом этапе вы приняли следующие решения:
- В каких регионах работать.
- С каким сегментом в каждом
регионе работать.
- На ком из действующих
клиентов сосредоточить усилия.
- Каких клиентов искать.
Второе, посложнее: что.
Разные клиенты потребляют разный набор продуктов. Если бухгалтерия может
дать разбивку по продуктам (кто, чего и почем купил), можно заняться
кросс-продажами. Если 90% клиентов с продуктом А покупают продукт Б, почему его
не взяли оставшиеся 10%? Им не надо? Или просто не предложили? Или не
объяснили, зачем нужен продукт Б?
Загляните в Макдональдс, там с этим строго. К картошке соус, к заказу
напиток, к напитку десерт. Или в толковый интернет-магазин: «с этим товаром так
же покупают».
Следующий шаг: готовые пакеты. Вы предлагаете клиенту не весь ассортимент, а
набор продуктов, который берут все клиенты его профиля. Да, заказ можно менять,
но отправная точка в виде готового пакета ускоряет процесс и облегчает выбор. А
кому не нравится — пожалуйста, вот весь каталог.
На этом этапе вы приняли следующие решения:
- Что допродавать с каждым из
продуктов.
- Какой пакет продуктов
предлагать действующим клиентам.
- С каким пакетом продуктов
выходить на новых клиентов.
Третье, самое сложное: как.
Любая продажа — это последовательность шагов: встречи, звонки, письма,
рабочие процессы (исследование потребностей, снятие товарных остатков и т.д.)
Можно оценить, как разные цепочки шагов влияют на результат.
Самое простое: вы производите колбасу и продаете в магазины. При ежедневном
снятии товарных остатков средний чек на магазин составляет 100 000 рублей в
неделю. При снятии раз в три дня — 95 000 рублей. При снятии раз в неделю — 70
000 рублей. Каждое снятие товарных остатков и доставка стоят 1000 рублей. Как
часто надо снимать товарные остатки?
На этом этапе вы приняли следующие решения:
Какие действия (последовательность, содержание) надо предпринять:
- привлекая нового клиента;
- обслуживая действующего
клиента;
- развивая действующего
клиента.
Все решения, перечисленные в этой статье, дадут лучший результат, если в их
основе лежит анализ клиентской базы.
Комментарии
Отправить комментарий