Стратегии рекламы в зависимости от жизненного этапа продукта.


До боли измученная тема стратегического маркетинга , НО именно на этот вопрос хочет слышать ответ от вице президента по маркетингу совет директоров! Так что господа вице президенты, одевайте свой пиджак от Армани, берите в руку свой чернильный Паркер и записывайте ответ в свой молескин.

Вообще адекватных этапов продукта всего 3 (на которых вообще возможен рост чистой прибыли для компании)
1) формирование спроса
2) рост рынка
3) стагнация рынка

К сожалению 95% вообще всех маркетологов умеет играть (что не сложно догадаться) только на растущем рынке. И действительно, это не так сложно - любые косяки в менеджменте и маркетинге с лихвой покрываются динамичным и положительным трендом на рост. 

Итак, поехали:
1) Формирование спроса
Запаситесь терпением. Если у вас в корне инновационный продукт, то на формирование спроса в среднем потребуется 3-5 лет и огромные деньги на выход на рынок. Самое печальное, что на формирование спроса тратится одна кампания, а все остальные на этот тренд просто чуть погодя присаживаются. Пример РоллерБлейдс - первооткрыватели рынка роликов, уже через 3 года потеряли 40% рынка, сформированного исключительно ими.

Советы: Ждите. Ну, а если серьёзно - ваша задачи бить по площади - соц. сети, мероприятия, инстаграмм. Ищите ваши 17%, так называемых, "первооткрывателей", обеспеченных (но не старых) покупателей, которые любят пробовать всё новое.

2) Рост рынка
Сформировали рынок? Остановитесь!
Всем известна кампания Ксерокс - вот результат стратегии "формирования спроса" на уже "растущем рынке" - их имя просто стало нарицательным и они ушли в небытие.
Считается ,что растущий рынок - это на 15-25% повышение спроса в год, больше - это уже ажиотажный рынок (рост будет крайне незначительным - 6-12 месяцев и всё...) . Пример растущего рынка - рынок интернет маркетинга.

Советы: Держать удар и держать темпы роста аналогичные темпам рынка. Если вы сформировали спрос, то обычно конкуренты выходят на ваше поле в какой-нибудь узкой нише - не дайте им это: диверсифицируйте свой продукт на ценовые сегменты. 
А вот, если вы новичок, тут всё наоборот - ищите щепку неудовлетворённой аудитории и "втискивайтесь" туда клином. (в идеале выходить в премиум сегмент, а потом идти вниз по ценовым сегментам)

3) Стагнация рынка
Вот действительно проблемный момент. Пример: магазины электроники. Как думаете, что в кризис требует совет директоров МВидео? "Наращивайте обороты"! - кричат с пеной во рту акционеры на совете директоров. 

Хотя это затягивание удавки вокруг своей шеи: наращивать обороты на этапе стагнации рынка можно только одним путём - снижением цен. При чём, чтобы снижение цены было для клиента чувствительно - надо снижать очень прилично (50 рублей снять с ценника телевизора за 50 000 не выйдет). И такое снижение цен бьет только по одному месту (у меня она самое больное) - по карману!

А что происходит, если на стагнирующем рынке - 2-3 такие компании?
Правильно: то же, что и на лодке без пресной воды и еды с матросами, выброшенной в море - каннибализация конкуренции.
Имея постоянное чисто клиентов на рынке и задачу увеличить число именно своих клиентов, единственный вариант отобрать их у конкурентов более низкой ценой (и так умают все игроки этого рынка).
И в итоге, после нескольких итераций цена падает ниже уровня рентабельности.

Так, что же делать??
Советы: Съев торт на "этапе роста" все забывают о засахаренных вишенках на его вершине - ВИП сегменте. И действительно, вы видели в МВидео телевизоры за 500К? А ведь в них гигантская маржа!

Второй вариант - инновации. Ваши клиенты явно перетекают куда-то на новый рынок, который только формируется или был недавно сформирован. Смотрите новые товары-заменители, закрывающие те же боли.

И помнит! 
Поговорка: ни что не истинно и всё позволено, работает только, если у вас гигантские бюджеты. Не наступите на грабли миллиона кампаний до вас. 

Комментарии