Психология для маркетологов: 9 законов поведения потребителей
1. Взаимный обмен
Доктор Роберт Б. Чалдини (Dr. Robert B.
Cialdini) в книге «Психология влияния» (Influence: The Psychology of
Persuasion) определяет взаимный обмен как естественное желание отблагодарить
человека, который сделал что-то для вас. Чувство признательности и
благодарности возникает, когда окружающие ведут себя искренне и готовы помочь
вам.
Применение в маркетинге
Сделайте клиенту подарок — так вы заслужите его лояльность, что приведет к
долговременному сотрудничеству.
Подарок не обязан быть дорогим — подойдет все: от футболки с логотипом компании
или эксклюзивной версии электронной книги до фирменных «обоев» для рабочего
стола или актуальных исследований в определенной сфере.
В качестве знака внимания подойдет даже написанная от руки открытка. Радуя
подписчиков небольшими подарками, вы получите прочные отношения с аудиторией.
2. Обязательства
Чалдини утверждает: люди не любят нарушать обещания. Если человек дал слово
пообедать с кем-то в кафе или подписаться на рассылку, то ему кажется, что он
обязан сделать это. Связав себя обязательствами, мы подсознательно стремимся
выполнить их.
Применение в маркетинге
Зная про принцип обязательства, вы можете снизить отток клиентов. Продолжайте
радовать людей маленькими подарками (пункт 1) и помните — чем сильнее
обязательства, которые клиент чувствует перед брендом, тем сложнее ему
разорвать отношения.
Кроме того, подумайте о ценообразовании. Снижение цен или специальные
предложения для новых посетителей — хороший способ конвертировать их в лиды или
продажи. Получив новых клиентов, предложите им качественное обслуживание,
отличный продукт и персонализированный контент.
3. Авторитет
Согласно Чалдини, авторитеты есть у большинства людей. Мы склонны разделять
мнение профессионалов в определенной сфере — только потому, что эти люди, на
наш взгляд, заслуживают доверия.
Применение в маркетинге
Повысить авторитет своего контента довольно просто: достаточно размещать
информацию об авторах рядом с их статьями, электронными книгами, видеоуроками
или официальными документами.
Это покажет, насколько умны и профессиональны ваши маркетологи, что крайне
полезно для установления интеллектуального лидерства в нише.
4. Социальные доказательства
Большинство людей склонно ориентироваться на мнения друзей и знакомых. Если
угодно, этот эффект можно назвать «стадным»: вспомните школьную дискотеку в
начальных классах — как неловко было выйти первым на пустой танцпол, верно?
Но стоило там появиться двум-трем «смельчакам», как площадка быстро заполнялась
остальными. Судя по всему, желание не выделяться и соответствовать окружению с
возрастом не проходит, но только углубляется.
Применение в маркетинге
Помните о принципе социального доказательства при продвижении блога или
лендинга. Читатели или посетители намного увереннее выполняют целевое действие,
когда видят число ваших подписчиков в социальных сетях и количество людей, уже
заполнивших форму.
5. Симпатия
Под симпатией Чалдини понимает нашу склонность взаимодействовать с людьми и
компаниями, которые оказали на нас позитивное впечатление. При этом уровень
интеллекта собеседника или, скажем, степень социальной ответственности бренда
чаще всего не имеют значения. Если вы почувствовали симпатию, то будете
наслаждаться общением с человеком в любом случае.
Применение в маркетинге
Принцип симпатии чрезвычайно важен для продвижения бренда. Имейте в виду: чтобы
быть «симпатичным», необязательно казаться «хорошим». Маркетинговая стратегия
бренда вполне может быть напористой и агрессивной — при условии, что это
нравится вашей целевой аудитории.
Главное, чтобы у людей возникло чувство позитивной связи с брендом, а какими
средствами добиться этого эффекта — дело маркетолога.
6. Дефицит
Вспомните, давно ли вы видели офферы с текстом наподобие: «Только три места по
специальной цене!», или «Курс интернет-маркетинга со скидкой 70%! Осталось два
дня». Это и есть концепция дефицита, согласно Чалдини. Принцип восходит к
простейшей формуле спроса и предложения: ограниченное предложение на
эксклюзивный продукт стимулирует спрос на него.
Применение в маркетинге
Подобная тактика очень хороша при организации заголовков лендингов и emails.
Вам необходимо поднять продажи билетов? Тогда отправьте подписчикам напоминание
о том, что мероприятие пройдет через несколько дней, и свободных мест почти не
осталось.
7. Иллюзия новизны
Иллюзия новизны — интересный психологический эффект, возникающий, когда
человек, впервые увидев продукт, начинает замечать его повсюду.
Применение в маркетинге
Этот принцип важно иметь в виду при разработке маркетинговой стратегии — она
должна быть надежной и комплексной, ведь обычной контекстной рекламы здесь
недостаточно.
«Залатав дыры» с помощью ремарктеинга во входящем маркетинге и интегрировав
контент под все платформы продвижения, вы не только привлечете аудиторию, но и
создадите связь между рекламным сообщением и людьми, которые уже видели ваши
промо-материалы.
8. Эффект дословности
Суть данной концепции в том, что люди, как правило, запоминают общую идею
сообщения вместо деталей. К примеру, если вы подготовили презентацию,
посвященную написанию и редактированию постов в блоге, то в памяти клиентов
останется, что они прослушали материал об использовании блога в бизнесе.
Применение в маркетинге
Современная аудитория более требовательна к заголовкам, которые не только
привлекают внимание, но и передают содержание материала в нескольких словах. Из
этого следует, что заголовки должны «врезаться в память» и давать общее
представление о статье или оффере.
9. Группирование
Наша кратковременная память сильно ограничена, и большинство людей способно
запоминать не более семи элементов информации единовременно. Исходя из этого,
люди предпочитают объединять схожую информацию в тематические группы.
Например, перед походом в магазин лучше сформировать список из тематических
категорий (крупы, мясо, овощи, сладкое и т. д).
Применение в маркетинге
“Сканерам” будет легче ориентироваться, если вы сгруппируете записи в блоге по
темам, а на лендинге по буллетам. Кроме того, в тексте очень полезно
использовать различные списки, таблицы, диаграммы и т. д. Это не только повысит
читабельность материалов, но и оставит своеобразные «якоря» в памяти
посетителей.
Комментарии
Отправить комментарий