Комфорт, уверенность, надежность, здоровье. Престиж и
выгода или авторитет и безопасность. Какие проблемы клиентов могут решить ваши
товары или услуги? Какие у ваших клиентов могут быть потребности? Какие мотивы
могут ими двигать? Есть восемь мотивов покупки, восемь проблем, восемь
потребностей из-за которых люди покупают определенный товар или услугу.
Рассмотрим каждый из них, хотя для построения эффективной презентации вам будет
достаточно трех.
Многие менеджеры считают, что торговая презентация продукта — это просто
информирование клиента об особенностях и конкурентных преимуществах их товара
или услуги, возможности их применения, а также упоминание того, какие выгоды
это даст клиенту
Это совершенно неправильно. Для настоящей
презентации товара информирование стоит на втором, а может быть, даже на
третьем месте. Основная же цель презентации — создать у оппонента определенный эмоциональный
настрой, внутренний импульс к действию. Либо к покупке товара/услуги, либо
к его использованию, либо вызвать у него желание узнать о вашем
товаре/услуге больше.
Поэтому можно предложить такое определение: торговая
презентация — это искусство создавать внутреннее желание клиента что-либо
сделать. желание сделать вам шаг навстречу. Таким образом, получается, что
презентация носит в первую очередь эмоциональный характер и должна вызвать
определенные эмоции.
Презентация — это рекламный ролик, в котором
вы являетесь главным действующим лицом: от того момента, как вы увидели
клиента, до того момента, когда он согласен покупать и дальше. Это все
презентация. Все ваше общение с клиентом, все время, пока он еще ничего не
купил, а если это постоянный клиент, то и последующее время контакта, все это
является презентацией.
Как же сделать хорошую презентацию? Вот
краткая схема ее проведения.
- Сформулируйте цель, которой вы хотите добиться своей презентацией. Какую эмоцию вы хотите вызвать у своей
аудитории: желание купить, желание сделать пробный заказ, желание
попробовать ваш товар/услугу, желание сделать следующий шаг на пути к
взаимодействию с вашей компанией, желание узнать больше, прийти на
выставку, посетить вашу компанию и т. д.
- Предварительно составьте план презентации: с чего вы начнете, что скажете потом, чем
закончите. Большинство эффективных презентаций строятся по классической
схеме: завязка, кульминация, развязка. Эта схема простая и она хорошо
работает. Часто в завязке презентации показывают те проблемы, с
которыми сталкивается клиент. Внимание слушателей акцентируется на остроте
и актуальности этих проблем. Кульминация — это максимальное
усугубление проблемы, которая есть у клиента, и описание того, к чему это
может привести. Здесь можно упомянуть о тенденциях рынка, о
конкурентоспособности клиентов, конкуренции в данной отрасли, для того
чтобы создать максимальное ощущение потребности решить проблему, которая
есть у клиента. Если на этапе завязки потребность эта была не четко
сформулирована, то на этапе кульминация клиент отлично ее осознает. Он
понимает, что необходимо срочно что-то делать, но пока еще не понимает,
что именно. Вот тут и наступает развязка.
- Развязка — это как раз решение проблемы, которое предлагаете вы. Тут можно упомянуть о конкурентных преимуществах вашего товара. Обязательно рассказать о тех выгодах, которые ваш товар дает клиенту, привести примеры и т. д.
Таким образом, классическую схему
презентации: завязка — кульминация — развязка, можно переформулировать иначе: проблематика
— усугубление — решение. Ее же можно представить и другим образом: нечеткая
потребность — максимально четкое осознание потребности — предложения решения.
Какими могут быть проблемы у клиентов? Какие у них могут быть потребности?
Какие мотивы могут ими двигать? Есть восемь мотивов покупки, восемь
потребностей, восемь проблем, из-за которых люди покупают определенный товар
или услугу.
Попробуйте сделать следующее упражнение.
Опишите причины, по которым вы купили десять последних вещей для себя. Ответьте
на вопрос: «Почему вы приобрели ту или иную вещь?». Сгруппируйте свои ответы. У
вас получится близкая информация к той, которая приведена далее. Если вы
проделаете это с большим количеством людей, то можно четко выделить восемь
мотивов покупки.
1. Первая потребность —
«комфорт». Некоторые покупки люди
совершают из соображений комфорта. Любой товар или любую услугу можно купить
из-за комфорта. Это зависит больше не от товара/услуги, а от
клиента/покупателя. Даже если товар/услуга не направлена на повышение уровня
комфорта, можно делать на это акцент в презентации и вызвать эмоциональную
желание клиента купить, тем самым добиться цели презентации. Показательный
пример — обувь. Есть обувные бренды, которые делают сильный акцент на комфорт.
На презентации эту потребность можно
использовать следующим образом: рассказать о проблеме, которая связана с
некомфортным ощущением. Например, рассказать о том, что дискомфорт вызывает
нервную напряженность, рассеянность внимания, быструю усталость и, как
следствие, меньшую эффективность работы. Зачем вам это надо?
Продолжим пример с обувью. Если обувь
натирает — это очевидный дискомфорт, но бывает так, что обувь не натирает, и
все равно она неудобна. День за днем, неделя за неделей вы не замечаете этого
легкого дискомфорта. Впоследствии вы теряете деньги из-за некой
неудовлетворенности, несосредоточенности, раздражительности, причинами которых
и стал неосознанный незаметный дискомфорт от обуви, накапливающийся день за
днем. Развязка — она же решение: в нашей обуви присутствуют такие-то и такие-то
конкурентные преимущества: анатомическая подошва, удобные супинаторы,
специальная форма и т. д. Из этого может получиться отличная, яркая пятиминутная
презентация. Так работает мотиватор комфорта.
2. Второй мотиватор покупки —
уверенность, надежность, безопасность. Защитные
сигнализации, металлические двери, средства самообороны или сейфы люди покупают
для того, чтобы обезопасить себя и свое имущество. Попробуйте сделать
презентацию на примере металлической двери в квартиру, как если бы вы продавали
этот товар. Сделайте завязку, распишите проблематику, усугубите и доведите ее
до пика, до кульминации и потом сделайте развязку, упомянув те конкурентные преимущества,
которые есть в вашем товаре.
3. Третий мотив покупки — это
престиж. Дорогие часы и ручки,
дорогая одежда, портфели, очки известных брендов, дорогие автомобили
приобретаются из-за престижа. Нет насущной необходимости в дорогой ручке, можно
ведь писать обычной шариковой за 20 рублей.
Например, два бренда «Тойота» и «Лексус»
выпускаются на одном заводе. Есть внедорожники от «Тойоты» и от «Лексуса»,
которые являются практически копиями друг друга. Один из наших клиентов живет в
Архангельске и занимается продажей машин. Он рассказывал такой интересный
случай. Приходит к нему покупатель и говорит: «У вас есть вот такой «Лексус»?»,
и показывает внедорожник, копией которого является «Тойота». На это менеджер
отвечает, что «Лексуса» нет, но есть «Тойота». Они практически одинаковы.
Клиент после небольшой паузы признается: «Нет, "понты" не те».
4. Четвертый мотиватор
покупки — это общение. Очень многие
вещи люди покупают из-за желания пообщаться или ситуации общения: торт на
работу, алкогольные напитки, цветы, конфеты и т. д. Мотиватор общения является
одним из самых сильных. Поэтому если ваш товар или услуга облегчает возможность
общения, клиенты с радостью его приобретают.
5. Следующий мотиватор — это
любознательность. Чего только люди не
покупают из желания попробовать или узнать что-то новое. Один из наших клиентов
рассказывал такой случай, который произошел к ним в книжном магазине. Там он
увидел книгу с провокационным заголовком: «О чем думают мужчины, кроме секса».
Книга была достаточно тонкая, примерно 200-300 страниц; запечатана она была в
полиэтиленовую упаковку и пролистать ее было невозможно. Стоила эта книга около
сотни рублей и хорошо раскупалась, потому что в ее названии содержалась
интрига.
Когда же наш клиент раскрыл книгу дома,
оказалось, что внутри у нее все страницы были чистые. Благодаря такому
маркетинговому ходу издательство продавало блокноты для записи по достаточно
высокой цене.
6. Следующий мотиватор
покупки — это выгода. Выгодно — это
не значит дешево. Выгодно — это значит убедить клиента, что по сравнению с
другими товарами этот товар является более выгодным приобретением; возможно,
более дорогим, но более экономным или более производительным. Доказывать и
объяснять клиенту все преимущества и выгоды вашего товара — это настоящее искусство.
7. Седьмой мотив покупки —
авторитет. Если вы скажете, что такие
часы носит известный политик или крупный бизнесмен, что на такой же машине
ездит популярный шоумен, что в этой квартире жил поэт — все это сильно
стимулирует определенную категорию клиентов к покупке. В США несколько лет
назад квартира с рыночной стоимостью пять-шесть миллионов долларов продавалась
за восемь только по одной причине: здесь когда-то жил Барак Обама. За счет
статуса и популярности бывшего владельца квартира была продана дороже своей
рыночной стоимости.
8. Последний из мотивов
покупки — это здоровье. Люди готовы
тратить значительные суммы для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы быть
здоровыми. Если ваш товар/услуга способствует сохранению здоровья, защите
здоровья или напрямую восстанавливает его, это также является сильным
мотиватором для покупки.
В одной презентации можно делать акцент сразу
на несколько мотивов, используя их в завязке, кульминации и развязке. Но не
стоит использовать больше трех мотивов покупки, иначе презентация затянется
и будет перегруженной.
Для того чтобы эффективно подготовиться к
презентации, рекомендуем использовать правило десяти: 10-10-10. Это
значит, что презентация должна длиться менее десяти минут, презентация должна
быть понятна десятилетнему ребенку (должна быть достаточно простой и яркой), а
саму презентацию нужно отрепетировать минимум 10 раз.
Для составления эффективной презентации
вашего продукта попробуйте выполнить следующее упражнение:
- Шаг 1. Напишите те проблемы, с которыми сталкивается ваш клиент и
которые могут быть решены с помощью вашего товара или услуги. Скорее всего, ваш товар или услуга не уникальны
и есть много конкурентов, предлагающих то же самое. Поэтому напишите, с
какими проблемами может столкнуться ваш клиент, если он использует
продукцию, не обладающую теми отличительными конкурентными преимуществами,
которые есть только у вас, либо у вашего товара или услуги, либо у вашей
компании, либо у ваших сотрудников.
- Шаг 2. Напишите, как вы можете усугубить эти проблемы для того, чтобы клиент прочувствовал их остроту.
К каким последствиям это может привести?
- Шаг 3. Найдите статистические факты и яркие примеры, которые подчеркивают проблематику и ее
усугубление.
- Шаг 4. Найдите и запишите яркие визуальные образы и яркие слуховые
образы. Слуховым образом
является либо яркий пример, либо использование какого-то сильного, но
уместного слова.
- Шаг 5. Напишите конкурентные преимущества вашего товара, которые
позволяют решить эти проблемы.
Желательно, чтобы они не носили общий характер, а касались именно вашего
товара или услуги; то, чего нет у большинства других конкурентов. Вы
можете также написать преимущества именно вашей компании или именно ваших
сотрудников.
- Шаг 6. Напишите максимум три мотиватора из приведенных выше: комфорт, уверенность, надежность, безопасность,
престиж, общение, любознательность, выгода, авторитет или здоровье. Именно
на них вы будете делать акцент на протяжении всей презентации: описывать
проблему, исходя из этого мотиватора, усугублять ее, исходя из этого мотиватора,
и давать развязку.
- Шаг 7. Увяжите это все в каркас: завязка, кульминация, развязка.
Помните самое главное: без практики все это быстро забудется, поэтому
обязательно практикуйтесь, закрепляйте материал и нарабатывайте навыки
использования этих и других инструментов
Комментарии
Отправить комментарий