По большому счету, креатив (от англ. create —
творить, создавать) — это необходимая составляющая любой деятельности, будь то
создание лендингов, запуск рекламных кампаний, написание книг и т. д. Проще
говоря, окружающий мир требует от каждого из нас постоянных проявлений
креативности, которая играет все большую роль, как в плане работы, так и в
плане развлечения.
Но что делать, если вы не считаете себя
«творческим человеком»? Есть ли какие-либо универсальные техники, позволяющие
расширить восприятие и стабильно, «по графику» генерировать уникальные идеи?
1. Предельный случай, или урок из физики
Во многих точных науках используется метод так
называемого перехода к рассмотрению предельного случая. Этот принцип можно с
успехом применить и в рекламе. Вот как иллюстрирует принцип сам Алексей:
«В автобиографических
записках известный польский физик-теоретик Леопольд Инфельд упоминает о задаче,
которую однажды молодой Петр Капица предложил ему и Льву Ландау. С самым серьезным
видом Капица, работавший в то время в Кембридже у Резерфорда, сообщил условие:
— Собаке привязали к
хвосту металлическую сковородку. Когда пес бежит, сковородка стучит о мостовую.
Вопрос: с какой скоростью должна бежать дворняжка, чтобы не слышать стука
сковородки?
Инфельд и Ландау думали
долго.
— Сдаетесь? — спросил
Капица.
— Сдаемся, — нехотя признал Ландау. Петр Леонидович посмотрел на них с улыбкой и дал ответ:
— Скорость равна нулю.
— Сдаемся, — нехотя признал Ландау. Петр Леонидович посмотрел на них с улыбкой и дал ответ:
— Скорость равна нулю.
Что же затрудняет решение
столь простой задачи? Ее условия говорят о скорости, которая в нашем
представлении неразрывно связана с движением. Размышляя над ситуацией, мы
невольно рассматриваем варианты, подразумевающие перемещение. Конечно, даже
дети знают, что скорость может быть равна нулю. Но это «нетипично». Инерция представлений,
связанных со словом «движение», уводит мысль в сторону».
Тут же можно вспомнить историю, широко
распространенную в социальных сетях. Студент, опоздавший на занятие, решил, что
формула, написанная на доске — домашнее задание. Просидев над задачей всю ночь
он, наконец, решил ее — но, как позже сказал ему обомлевший профессор, молодому
человеку удалось разрешить математическую проблему, над которой десятилетиями
бились ученые всего мира.
У студента было только одно преимущество перед
лучшими умами планеты — он не знал, что задача нерешаема. Как и в примере от
Алексея Иванова, инерция представлений, связанных с неразрешимой математической
проблемой, уводила многих людей в сторону — хотя, как оказалось, задача была
под силу и простому студенту.
Проще говоря, хорошая идея показывает ситуацию
или решение проблемы на «пределе» — на абсолютном максимуме или минимуме. Так,
как это сделал Леонардо да Винчи в одной полумифической истории:
«При осаде одного города
главнокомандующий папской армией Чезаре Борджиа обратился к Леонардо да Винчи с
просьбой построить осадную башню, которая
позволила бы преодолеть крепостную стену высотой более десяти метров.
позволила бы преодолеть крепостную стену высотой более десяти метров.
Осадная башня в то время
представляла собой крупную деревянную конструкцию, как правило, прямоугольную в
основании. Ее высота должна была соответствовать высоте осаждаемой стены, чтобы
лучники с ее верхней площадки могли стрелять по защитникам. Поскольку
материалом для сооружения башни служило дерево, для защиты от огня ее покрывали
каким-нибудь негорючим материалом. Обычно это были свежесодранные шкуры
животных. Сооружение передвигалось на четырех колесах при помощи ручной тяги
или тяглового скота и обеспечивало штурмовой группе быстрый доступ на городскую
стену.
Великий изобретатель еще
до начала строительства башни посоветовал как можно быстрее распространить слух
о том, что башня будет высотой 12 метров . Расчет был прост. Как только
осажденные узнают о строительстве осадной башни высотой в дюжину метров, они
начнут срочно наращивать крепостную стену. Фундамент не выдержит дополнительной
нагрузки, и достаточно будет нескольких выстрелов, чтобы стена рухнула. Саму же
осадную башню Леонардо предложил вообще не строить».
Словом, «идеальный продукт — когда продукта нет,
но его функция выполняется».
2. Разделять и властвовать
В предыдущем пункте мы выяснили, что многие идеи
можно сделать ярче и эффективнее, если «выкрутить» их до предельного максимума
или минимума. Это же справедливо для офферов, рекламных текстов и многого
другого.
Но существуют и другие методы решения креативных
задач. Коротко говоря: «Слона надо есть по кускам» — если задача кажется
нерешаемой в рамках целого, попробуйте ее разделить. Разделение может означать
что угодно — проведение рекламной кампании в несколько этапов, увеличение числа
тарифов SaaS-сервиса и т. д. Короткий и остроумный кейс из истории всемирно
известной корпорации прояснит применение этого принципа на практике.
«Всемирно известная
корпорация Reebok после переноса производства на заводы в Таиланде и на Тайване
столкнулась с серьезной проблемой. Местные рабочие, не отличавшиеся честностью,
не просто «выносили» кроссовки прямо с фабрик — они еще и наладили их поставку
на рынок США по демпинговым ценам! Карательные меры не дали никакого эффекта.
Массовое воровство на заводах продолжалось. Фирма несла серьезные убытки. Что
придумали в компании Reebok?
Очень простой и элегантный
выход, который сводил «ценность» кражи к нулю. Производство разделили: в
Тайване стали выпускать кроссовки только на левую ногу, в Таиланде — только на
правую, а упаковывали обувь для продажи уже на месте — в США. Таким образом
воровство на фабриках было искоренено полностью. Reebok по-прежнему диктовала высокую
цену своим дилерам. Топ-менеджмент корпорации мог спать спокойно и не опасаться
демпинга. Собственно, тот же самый прием используют и многие обувные магазины,
когда выставляют в витринах только один ботинок из каждой пары».
Вкратце, суть принципа в следующем: «Разделить
на части то, что воспринимается нами как неразрывное целое, — весьма сильный
креативный прием».
Вместо заключения
Существует еще множество наработок и
профессиональных хитростей, позволяющих нестандартно подойти к любой креативной
задаче: рекламному объявлению, организации мероприятия, оформлению лендинга,
продвижению личного бренда и т. д. Можно донести посыл через необычную метафору
— текстовую или визуальную, перевернуть идею с ног на голову (антилопа гонится
за львом, рыба подсекает рыбака), использовать намеренное нарушение симметрии,
преувеличение/приумножение (три луны на небе), дать сообщение посредством
неочевидных изобразительных средств (скульптура из мусора) и так далее.
Комментарии
Отправить комментарий