7 честных и бесплатных способов пропиарить свой бизнес



PR – это та вещь, которой надо самостоятельно заниматься с первых дней создания бизнеса. Причём — самостоятельно. Я глубоко убеждена, что лучше, чем сам предприниматель, на начальном этапе бизнес не знает никто, к тому же именно предприниматель имеет шкурный интерес в продвижении, а соответственно – бОльшую мотивацию, чем наёмный PR-менеджер.


1. Займитесь своим личным брендом

На начальном этапе имя основателя бизнеса будет неразрывно связано с компанией. Иногда это хорошо, иногда – плохо. Но в нашем случае – хорошо, потому что истории людей у нас пока любят больше, чем истории компаний. К тому же, если вы будете обаяшкой и всезнающим экспертом, вас полюбят. Лично вас, а потом уже, паровозиком, и ваш бизнес. Если вам на каком-то этапе удастся добиться чёткой ассоциации вашего имени с вашей компанией, то считайте, что с задачей вы справились.

2. Станьте интересным экспертом для СМИ

Стать доступным и знающим экспертом для СМИ, особенно если речь идёт об узком и специализированном рынке – очень важно. У некоторых моих коллег бытует мнение, что работать надо только с теми СМИ, в которых есть интересная аудитория. Скажу по секрету – интересная вам аудитория может быть где угодно, поэтому в самом начале работы со СМИ, откликайтесь на любые запросы, в которых вы достаточно компетентны. Хотите в РБК, а не на какой-то портал про работу? Всё будет, но не сразу. Сначала СМИ должны понять, по каким вопросам к вам можно обращаться и насколько вы интересный эксперт. Все у всех всё читают, мониторят высказывания экспертов, поэтому если вы можете прокомментировать, комментируйте, невзирая на лица.
Как познакомиться с журналистом? Зайдите на сайт интересного вам СМИ, вычислите автора, который пишет о вашей отрасли или в нужном вам формате. Позвоните в редакцию и спросите к телефону этого журналиста. Соединяют практически всегда. Представьтесь, похвалите последнюю статью, в двух словах расскажите про свой бизнес и спросите, не интересует ли журналиста вот такая и такая тема, где вы можете дать свой экспертный комментарий. Обменяйтесь телефонами, будьте на связи 24/7 и давайте интересные комментарии. Вариант для интровертов – найдите журналиста в «Фейсбуке» и добавьте его в друзья. Хотя, должна предупредить, не все из них любят, когда им по работе пишут в личных соцсетках.
Обязательно будьте не просто экспертом, а интересным экспертом. Интересный эксперт – это не просто говорящая голова. Интересный для СМИ эксперт – это человек, который владеет видением всей отрасли, способен выделять тенденции и оценить по достоинству действия конкурентов на рынке. Интересный эксперт даст СМИ хорошую статистику или аналитику по рынку в целом или по своему бизнесу в частности. Он не боится крепких слов, он всегда честен. Он не сыпет профессиональными жаргонизмами, и в состоянии объяснить положение дел даже пятилетнему ребёнку. Интересный эксперт даже может дать свою инфографику для публикации в издании.

3. Будьте в курсе запросов СМИ

Зарегистрируйтесь в PressFeed. Вообще, конечно, этот ресурс создан для журналистов и пиарщиков: журналист ищет экспертов для своего материала, пиарщики дают комментарии от имени компании. Американский аналог этого ресурса (HARO) уже давно освоили представители малого и среднего бизнеса в США, так почему бы и вам не последовать их примеру? Вам каждый день будут приходить письма с запросами, которые размещают СМИ. Старайтесь максимально быстро подготовить интересный комментарий и отправить его журналисту: те комментарии, которые приходят раньше, по статистике, с большей вероятностью идут в статью.

4. Заведите блог

Людям интересен личный опыт. Пишите о том, как вам пришла в голову идея бизнеса, как вы нанимали первых людей, создавали первые рабочие варианты, какие правила существуют в вашей компании. Пишите о том, на каких мероприятиях вы побывали, какие уроки извлекли из каких-то ситуаций. Пишите о встречах и клиентах, рассказывайте как ваш продукт/услуга изменили их жизнь или бизнес. Скажу по секрету, в России очень мало интересных бизнес-блогов, поэтому конкуренции почти никакой. Блог можно вести на сайте компании или на своей страничке в Фейсбуке. Но, позволю заметить, что сайт в поисковиках индексируется лучше, чем записи в ФБ.
Блог может стать интересным ресурсом для:
  • ваших потенциальных клиентов (клиентам всегда приятно знать, что в компании работают реальные люди),
  • ваших потенциальных работников («О, какие в этой компании крутые ребята работают! Пошлю-ка я им резюме!»),
  • журналистов, которые ищут интересных новых экспертов,
  • потенциальных инвесторов (если они вам нужны).

5. Будьте полезным

Делитесь опытом, учите людей чему-то новому, связанному с вашим бизнесом. Например, если вы – магазин хозтоваров, вы можете сделать отличный блог о том, как оптимизировать пространство в квартире, как применить полезные в хозяйстве лайфхаки. Можно сделать об этом вебинар или видео-урок на YouTube. Можно сделать даже бесплатный мастер-класс. Если вы – дизайн-студия, то сделайте несколько полезных презентаций на SlideShare о том, как самостоятельно оформить, например, инфографику или презентацию. Если вы покажете, что лучше других разбираетесь в каком-то вопросе, и если станете полезным, то за платной услугой (или товаром) придут в дальнейшем именно к вам, а не к вашему безмолвному конкуренту.

6. Варитесь в профессиональной тусовке

Если в вашей отрасли проводятся какие-то профессиональные сборища – конференции, форумы и так далее, будьте там. Не просто в качестве гостя, а в качестве эксперта. Делитесь опытом и своими бизнес-лайфхаками, рассказывайте о том, как решили конкретную бизнес-задачу. Возможно, конкуренты и возьмут на вооружение ваши методы, но шлейф благодарностей, рекомендаций и обращений от коллег и партнёров не заставит себя долго ждать. Особенно этот инструмент важен, если вы работаете в В2В. В этом случае вам нужно попадать на те конференции, где тусуются интересные вам люди, принимающие решения. В конце концов, конференция – это просто возможность наработать и расширить свою сеть контактов.

7. Найдите партнёра

Наверняка в вашем бизнесе есть такие симпатичные ребята, которые работают на вашу же аудиторию, но делают что-то совсем другое. Они могут производить (или продавать) сопутствующие к вашему товары или вообще не иметь никакого отношения к вашему бизнесу, но быть ориентированным на ту же аудиторию, что и вы. Подумайте и сделайте совместный проект – перекрёстные акции, совместные праздники, фестивали, информационная поддержка друг друга и всё в этом духе. Самые неожиданные сочетания проектов обычно рождают что-то очень необычное и интересное для аудитории. Для обоих из вас такие мероприятия – возможность расширить сеть своих клиентов за счёт клиентов партнёра и лишний раз прозвучать в головах своих потенциальных клиентов.

Комментарии