PR –
это та вещь, которой надо самостоятельно заниматься с первых дней создания
бизнеса. Причём — самостоятельно. Я глубоко убеждена, что лучше, чем сам
предприниматель, на начальном этапе бизнес не знает никто, к тому же именно
предприниматель имеет шкурный интерес в продвижении, а соответственно – бОльшую
мотивацию, чем наёмный PR-менеджер.
1. Займитесь своим личным брендом
На начальном этапе имя основателя бизнеса будет неразрывно связано с компанией. Иногда это хорошо, иногда – плохо. Но в нашем случае – хорошо, потому что истории людей у нас пока любят больше, чем истории компаний. К тому же, если вы будете обаяшкой и всезнающим экспертом, вас полюбят. Лично вас, а потом уже, паровозиком, и ваш бизнес. Если вам на каком-то этапе удастся добиться чёткой ассоциации вашего имени с вашей компанией, то считайте, что с задачей вы справились.2. Станьте интересным экспертом для СМИ
Стать доступным и знающим экспертом для СМИ, особенно если речь идёт об узком и специализированном рынке – очень важно. У некоторых моих коллег бытует мнение, что работать надо только с теми СМИ, в которых есть интересная аудитория. Скажу по секрету – интересная вам аудитория может быть где угодно, поэтому в самом начале работы со СМИ, откликайтесь на любые запросы, в которых вы достаточно компетентны. Хотите в РБК, а не на какой-то портал про работу? Всё будет, но не сразу. Сначала СМИ должны понять, по каким вопросам к вам можно обращаться и насколько вы интересный эксперт. Все у всех всё читают, мониторят высказывания экспертов, поэтому если вы можете прокомментировать, комментируйте, невзирая на лица.Как познакомиться с журналистом? Зайдите на сайт интересного вам СМИ, вычислите автора, который пишет о вашей отрасли или в нужном вам формате. Позвоните в редакцию и спросите к телефону этого журналиста. Соединяют практически всегда. Представьтесь, похвалите последнюю статью, в двух словах расскажите про свой бизнес и спросите, не интересует ли журналиста вот такая и такая тема, где вы можете дать свой экспертный комментарий. Обменяйтесь телефонами, будьте на связи 24/7 и давайте интересные комментарии. Вариант для интровертов – найдите журналиста в «Фейсбуке» и добавьте его в друзья. Хотя, должна предупредить, не все из них любят, когда им по работе пишут в личных соцсетках.
Обязательно будьте не просто экспертом, а интересным экспертом. Интересный эксперт – это не просто говорящая голова. Интересный для СМИ эксперт – это человек, который владеет видением всей отрасли, способен выделять тенденции и оценить по достоинству действия конкурентов на рынке. Интересный эксперт даст СМИ хорошую статистику или аналитику по рынку в целом или по своему бизнесу в частности. Он не боится крепких слов, он всегда честен. Он не сыпет профессиональными жаргонизмами, и в состоянии объяснить положение дел даже пятилетнему ребёнку. Интересный эксперт даже может дать свою инфографику для публикации в издании.
3. Будьте в курсе запросов СМИ
Зарегистрируйтесь в PressFeed. Вообще, конечно, этот ресурс создан для журналистов и пиарщиков: журналист ищет экспертов для своего материала, пиарщики дают комментарии от имени компании. Американский аналог этого ресурса (HARO) уже давно освоили представители малого и среднего бизнеса в США, так почему бы и вам не последовать их примеру? Вам каждый день будут приходить письма с запросами, которые размещают СМИ. Старайтесь максимально быстро подготовить интересный комментарий и отправить его журналисту: те комментарии, которые приходят раньше, по статистике, с большей вероятностью идут в статью.4. Заведите блог
Людям интересен личный опыт. Пишите о том, как вам пришла в голову идея бизнеса, как вы нанимали первых людей, создавали первые рабочие варианты, какие правила существуют в вашей компании. Пишите о том, на каких мероприятиях вы побывали, какие уроки извлекли из каких-то ситуаций. Пишите о встречах и клиентах, рассказывайте как ваш продукт/услуга изменили их жизнь или бизнес. Скажу по секрету, в России очень мало интересных бизнес-блогов, поэтому конкуренции почти никакой. Блог можно вести на сайте компании или на своей страничке в Фейсбуке. Но, позволю заметить, что сайт в поисковиках индексируется лучше, чем записи в ФБ.Блог может стать интересным ресурсом для:
- ваших потенциальных клиентов (клиентам всегда приятно знать, что в компании работают реальные люди),
- ваших потенциальных работников («О, какие в этой компании крутые ребята работают! Пошлю-ка я им резюме!»),
- журналистов, которые ищут интересных новых экспертов,
- потенциальных инвесторов (если они вам нужны).
Комментарии
Отправить комментарий