Ожидания и возражения клиентов – как их различить и как с ними работать?



Реакция клиента на предложение нашего продукта зависит от разных факторов. Задача продавца – предугадать эту реакцию и правильно себя повести, чтобы клиент из потенциального превратился в реального, а реальный — продлил отношения.
Ожидания и возражения клиента – это одни из ключевых факторов влияния на его решение о покупке. Давайте разберёмся, чем же отличаются ожидания клиента от его возражений?

Нередко возражения и ожидания настолько переплетены, что их сложно отделить друг от друга.
Ожидания бывают негативными, сформированными социумом и мнениями. Возражения бывают критическими и некритическими — когда клиент хочет, чтобы мы их как можно скорее развенчали и убедили его в обратном. Поэтому примем за отправную точку вот такое разделение:
Возражение не даёт нашему клиенту действовать, а ожидание – заставляет.

Ожидания

Вот пример:
Мы организуем полёты на воздушном шаре.
«Я боюсь высоты!» — говорит мне потенциальный клиент, и я уверена, что в 90% случаев это не мой клиент. Страх высоты очень плохо поддаётся преодолению.
«А есть ли у вас страховка? А на какую высоту поднимаемся? А там, наверное, холодно?» — действует в мою сторону клиент, транслируя свои ожидания. И тут я уже спокойно их разбираю и объясняю.
Ожидания, как хорошие, так и плохие, будут толкать вашего клиента проверить вас, расспросить, выжать из вас как можно больше информации. Он буквально будет держать вас за пуговицу, догонять, зажимать в угол.

Возражения

В нашем случае возражения скорее всего не позволят потенциальному клиенту обратиться к нам с вопросами. Но если даже он случайно на нас наткнётся, он будет биться до последнего, возражая и убеждая, что мы его «не возьмём».
Возражения клиента  – это скрытый дополнительный запрос в отношении продукта или услуги. Задача продавца – предвосхитить это, быть готовым ответить на него, предложить варианты решения.
Порой не сразу бывает понятно, против чего именно возражает клиент.

Как работать с возражениями и ожиданиями

С возражениями правильнее всего работать ДО личного контакта.
Например, через статьи или другой контент на сайте, посты в соцсетях или партнёрские мероприятия и мастер-классы. Соберите все реальные и возможные возражения ваших клиентов, составьте список тем и — пишите, говорите, кричите. Многие хотят, чтобы их переубедили, а некоторые даже и не подозревают, что их опасения беспочвенны.
Через возражения вы можете собрать необходимую информацию о своем клиенте, чтобы улучшить продукт или канал продаж.
Не старайтесь моментально исполнить все капризы клиента. Часто истинная причина возражения кроется глубже. Когда клиент говорит: «Для меня это дорого!», он может иметь в виду не высокую цену на продукт, а цену в сравнении с другими предложениями, или не совсем ясно представляет себе, какой результат он получит, заплатив такие деньги. Задача продавца в этом случае – рассказать о преимуществах или подробно расписать эффект после приобретения продукта.
Работа с возражениями требует подготовки, но старайтесь адекватно оценить каждую конкретную ситуацию и будьте готовы к гибкому подходу.
Ожидания нужно отрабатывать ВО ВРЕМЯ личного контакта.
Собирайте обратную связь с существующих клиентов, попросите их рассказать, «как было» и «как стало». Составьте словарик типичных слов-маркеров, которые помогут вам определить, какое ожидание транслирует клиент и работать с ним.
В каждом конкретном ожидании нужно выяснить, какую задачу хочет решить клиент, определить эту задачу чётко и ясно. И выполнить её.
Положительные ожидания клиента следует оправдывать, негативные – опровергать.
Облегчить работу с ожиданиями и возражениями ваших клиентов помогут словари. Для возражений – список возможных запросов клиента и варианты ваших ответов, для ожиданий – слова-маркеры и их расшифровка.
Словари ожиданий и возражений клиента лучшее сделать максимально подробными. И тогда у вас не будет проблемы ответить в разговоре на возражение или найти тему для следующего поста в фейсбуке, предвосхищающее ожидание.

Комментарии