Итак, от вас со скандалом уходит
ключевой сотрудник, СМИ назвали вашу продукцию чуть ли не опасной для здоровья
или вас признали носителем "зрады": как выбраться из непростой
ситуации с минимальными потерями?
Руководство любой мало-мальски крупной компании
должно задаваться вопросом не "что мы будем делать, если
наступит кризис", а "что мы будем делать, когда
наступит кризис".
Все пропало? Это кризис
Для начала важно определиться, с чем мы столкнулись. При этом не паниковать
по мелочам и действовать быстро и четко в решении кризисной ситуации.
Кризис - это неожиданное событие, которое может негативно повлиять
на:
- здоровье или безопасность потребителей, сотрудников, общества,
- репутацию компании, брендов или владельцев,
- стоимость активов.
Есть разные типы кризисов - финансовые, техногенные, социальные,
управленческие, форс-мажоры, самые популярные сегодня благодаря "силе
фейсбука" информационные кризисы: интернет и медиа. Сразу же определите, к
какому типу относится ситуация, с которой вы столкнулись. "Предупрежден -
значит вооружен": лучше заранее задуматься, какой тип кризиса потенциально
возможен для вас и вашего бизнеса, и подготовиться.
Серьезность ситуации определяется и тем, насколько она для вас новая. Было
ли подобное до этого, системная ли это проблема. Сразу же мониторьте медиа -
какие ресурсы написали про ваш кризис, насколько новость широко разошлась.
Уделите внимание тому, надежные ли источники об этом написали. Постоянно
следите за ситуацией и не паникуйте.
Наша цель - обеспечить эффективное решение кризисной ситуации и
минимизировать негативные последствия. Чтобы достичь этого, необходимо
выполнить всего три задачи:
- нейтрализовать критику, обеспечив срочный и точный ответ на все обращения;
- оперативно контролировать события, постоянно находясь на шаг впереди;
- представить компанию в позитивном свете. Это потребует больших дополнительных усилий.
В теории все представляется не так сложно. Однако на практике включаются
дополнительные нюансы, один из которых - человеческий фактор.
На любую кризисную ситуацию мы все реагируем одинаково, проходя несколько
этапов: шок - отрицание - отстранение - принятие - изменение. Самая большая
проблема в кризисе - это то, что вам необходимо очень быстро реагировать. Нет
времени на прохождение всех стадий. Важно сконцентрироваться на проблеме,
отложив эмоциональную реакцию на потом. Выход из кризиса - это всегда изменение
поведения.
Одиннадцать правил безболезненного выхода из кризиса
Правило первое
Быть проактивными. Самая большая ошибка в кризисном менеджменте звучит так:
"Само разрулится". Этот подход может сработать, но если вы определили
ситуацию как кризисную, то это вряд ли случится. Нам хочется уйти от проблемы и
поверить, что "на этот раз пронесет". Так мы лучше всего себя
чувствуем в состоянии шока. Осознанно выйдите за эти границы, не молчите.
Поймите, что происходит, и четко и понятно донесите свою позицию до широкой
аудитории. При этом стройте эффективные коммуникации заранее, дружите с
журналистами - тогда есть вероятность, что за разъяснениями они обратятся
именно к вам. Коммуникация лучше, чем загадочное молчание. Да, если вы
оказались в середине медиаскандала, пост с извинениями всегда наберет меньше
лайков, чем пост о случившемся. Но молчание ударит по вашей репутации сильнее.
Правило второе
Коммуникация - дорога с двусторонним движением. Многие компании поступают
так: написали пресс-релиз, разослали и забыли. Это ошибка. На ваш месседж
всегда будет ответная реакция - отслеживайте ее и думайте, какие дополнительные
инструменты привлечь к выходу из кризиса.
Правило третье
Оперативность. Ваша аудитория ожидает разъяснения ситуации. Если вы не
объясните, что происходит, за вас это сделает кто-то другой. В классике
кризисного менеджмента считается, что самыми критичными являются первые четыре
часа после происшествия. В жизни этот период часто растягивается, но вы должны
стремиться максимально близко подойти к этим временным рамкам. Идеальный
таймлайн действий выглядит так:
Некоторые пункты нужно прокомментировать.
Определение спикеров. Когда вы выбираете, кто будет спикером, не
думайте, что чем более влиятельного человека вы задействуете, тем быстрее
решится проблема. К примеру, привлечение СЕО компании часто добавляет ненужного
масштаба событию, выводит даже локальное происшествие на глобальный уровень.
Используйте тех, кто хорошо разберется в проблеме и правильно донесет
информацию.
Подготовка и публикация оперативного заявления. Пишите его
максимально быстро и просто. Проверьте, чтобы эта информация попала ко всем
сотрудникам компании. Даже когда вы хорошо разобрались в проблеме, от этого не
будет пользы, если журналисты обратятся за комментариями к кому-то другому. А
обычно это так и происходит. Если горит склад продукции, то большинство СМИ не
будут перезванивать пиарщику компании или СЕО, а приедут на место событий и
зададут вопросы охране. Проверьте, знают ли ваши сотрудники, что делать в таком
случае.
Активация dark site. Это полезный инструмент, который придумали
авиакомпании и который редко используют в Украине. Это скрытый раздел сайта,
заполненный информацией на случай возникновения кризиса. Если случилось самое
худшее - в этот раздел оперативно вносятся правки и он открывается для общего
доступа. Положительный момент тут не только в быстром реагировании. Еще важно,
что когда кризис миновал, вы безболезненно скрываете раздел. Так в истории,
новостной ленте сайта, не остается упоминаний о происшествии.
Правило четвертое
Постоянно собирайте информацию. Смотрите, что публикуется и что говорится.
По возможности узнавайте, какие слухи крутятся вокруг вашего кризиса. Важное
правило - не поддаваться унынию даже в самый сложный период, не закрываться у
себя в кабинете, а постоянно быть открытым к тому, что происходит вокруг.
Социальные сети - отличный инструмент для мониторинга публикаций, комментариев,
слухов. При этом попытайтесь определить, кто распространяет неправдивую
информацию, нагнетает проблему. Подумайте, кому это выгодно.
Правило пятое
Контролируйте диалог. Помните: только вы можете донести свою историю
конструктивно. Максимально ограничьте пространство для домыслов и слухов.
Правило шестое
Сочувствие, забота и обеспокоенность. Большинство кризисов связаны с
серьезными происшествиями, иногда они несут потери жизней людей или серьезный
вред обществу. Естественная реакция адекватного человека именно такая -
сочувствие и обеспокоенность. И этого ждет аудитория. Любая неадекватность в
этом вопросе запомнится надолго. К примеру, многие до сих пор помнят диалог
Ларри Кинга с Владимиром Путиным: "Что случилось с подводной лодкой Курск?
- Она утонула". Неадекватная неуместная легкость, с которой был дан ответ
по поводу серьезной трагедии, до сих пор в памяти, а с того эфира прошло уже
больше 15 лет.
Вашу кризисную коммуникацию стоит построить на правиле САР:
- Concern (обеспокоенность) - 1%;
- Action (действие) - 5%;
- Perspective (перспектива) - 94%.
Говорите о перспективе, это добавляет масштабности и выводит аудиторию с
зацикливания на проблеме. Покажите шире: контекст происшествия - что вы делали
до этого, что планируете делать в будущем.
Правило седьмое
Поступки говорят громче слов. Говорите искренне и правдиво, только то, что
вы делаете или собираетесь сделать.
Правило восьмое
С людьми должны общаться люди, а не сухие уведомления. Аудитория хочет
услышать информацию, посмотрев в глаза человеку. Привлекайте хороших спикеров,
экспертов и лидеров мнений. Доносить важную информацию должен эмоциональный,
интересный и открытый человек.
Правило девятое
Гибкость и умение адаптироваться. Это хорошие принципы не только для
кризисного менеджмента, но и для корпоративной культуры. Неготовность быстро
меняться ведет к вашей уязвимости. Уходите от категоричности. В любой кризисной
коммуникации важно убеждать людей, а не конфликтовать.
Правило десятое
Роль социальных медиа. Этот фактор нельзя игнорировать, роль социальных
медиа в распространении информации во время кризиса все время растет. Их стоит
использовать максимально активно.
Правило одиннадцатое
Не забывайте о сотрудниках. Активные внутренние коммуникации - секрет
успешного кризисного менеджмента.
Шесть табу кризисной коммуникации напоследок
- Не спорьте о проблеме
- Не обвиняйте других
- Не ведите себя агрессивно или нетерпеливо
- Не говорите того, что не хотите потом увидеть в СМИ
- Избегайте экспрессивных слов, к примеру "кризис", "беда/бедствие", даже если в речи вы их отрицаете
- Избегайте "без комментариев"
Комментарии
Отправить комментарий