Работа будущего: какие навыки обязательно нужно развить к 2020 году?


Как думаете, что будет в 2020 году? Скорее всего, вы смутно себе это представляете, или думаете, что ничего особо не изменится. А вот Институт будущего в США – нет. На протяжении более чем 46 лет своей деятельности эта организация постоянно занимается различными исследованиями о нашем будущем. В том числе они активно исследуют то, как люди будут работать. 


Хотите быть востребованным специалистом на рынке труда в будущем? В своем исследовании Future Work Skills 2020 Институт будущего выделяет 10 важных навыков для успеха в работе будущего.

1. Понимание смыслов.

Речь идет о способности определять глубокий смысл и значение того, что нам хотят донести. Машины не могут понимать весь смысл информации, которую они обрабатывают. Зато это могут люди, и в этом деле пока что ни одна машина, ни один робот нас заменить не может. Sense-making skills – те навыки, которые помогают нам создавать уникальные идеи, приходить к определенным выводам, критически необходимым для принятия решений.

2. Социальный интеллект.

Роботы, несмотря на наличие «социальных» и «эмоциональных» прототипов, пока не обладают необходимыми социальными навыками и уровнем эмоций, чтобы заменить человека в работе. Те сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Такие люди могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей. Благодаря этому они успешно сотрудничают и строят отношения с другими, так как могут «подстроиться» под собеседника в нужный момент. Например, сменить тон, подобрать нужные слова, жесты и т.д.

3. Умение мыслить вне рамок и правил, адаптивное мышление.

«Ситуационная адаптивность» – способность реагировать на уникальные неожиданные обстоятельства. Сотрудники, которые умеют в нужный момент выходить за рамки, не проиграют даже в самой сложной ситуации. По мере того, как все автоматизируется, эти навыки будут в большом почете на протяжении следующего десятилетия.

Сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Они могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей.

4. Межкультурная компетентность.

В современном мире, учитывая глобализацию, сотрудники должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, способности ощущать и реагировать на новые контексты, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать.  При этом межкультурные компетенции станут важным навыком для всех работников, а не только для тех, кому придется работать в разных странах. Так, компании все чаще рассматривают разнообразие как движущую силу инноваций. Сочетание в команде людей разных возрастов, с разными навыками, стилем работы и мышления – путь к лучшим результатам.

5. Вычислительное мышление.

Способность обрабатывать большие объемы данных, выделять самое главное и делать выводы, основанные на них.

Количество данных, которые мы обрабатываем каждый день, увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому, по словам исследователей, умение разобраться во всей этой информации, резюмировать ее – еще один важный навык в карьере будущего. Но в то же время, предупреждают в исследовании, сотрудникам не нужно учиться полагаться только на цифры и данные. Необходимо сохранить умение принимать решение и действовать, когда нет никаких данных и информации для этого.

6. Медиа-грамотность.

Способность критически оценивать содержание той или иной информации, умение использовать новые медиа-возможности для убедительной коммуникации.

Блоги, социальные сети, подкасты, форумы – все эти важные площадки для создания своего образа и взаимодействия с потребителем в будущем полностью проникнут и в профессиональные коммуникации. Работники будущего должны будут свободно работать в таких форматах как видео, разрабатывать контент для современных форм массовой информации и коммуникации. Увы, одной простенькой презентации в Power Point уже недостаточно, чтобы привлечь внимание аудитории и убедить ее в чем-то.

Сотрудники будущего должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать.

7. Междисциплинарность.

Многие из проблем и задач, как в отдельной компании, так в мире в целом, требуют междисциплинарных решений. Например, возьмите хотя бы глобальное потепление.

Исходя из этого, идеальный сотрудник будущего – тот, у которого есть своя специализация, плюс – неплохие знания и в других, смежных сферах, чтобы разговаривать со специалистами из других областей на одном языке. Как этого достичь? Учитесь! К счастью, сейчас есть множество бесплатных онлайн-ресурсов.

8. Проектное мышление.

Умение представлять и разрабатывать задачи и рабочие процессы, чтобы добиваться желаемых результатов.

Сенсоры, средства связи и растущая вычислительная мощность принесет с собой новые возможности в развитии нашей работы. Люди смогут создавать такой антураж, изменять окружающую среду так, чтобы она способствовала достижению желаемых результатов. Работники будущего должны будут стать экспертом в распознавании типа мышления, который необходим для решения тех или иных задач, чтобы создавать соответствующую окружающую среду.

Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом».

9. Управление информацией.

Способность различать и отфильтровывать только самую важную информацию. Понимание, как можно максимально полезно использовать разные технические возможности в этом направлении.

Сегодня из-за огромного количества информации мы часто чувствуем себя перегруженными. Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками и получать от них пользу, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом». Этот навык просто необходимо развивать, так как информации будет становиться еще больше.

10. Умение работать удаленно.

Чтобы быть успешным в будущем, всем сотрудникам нужно будет научиться работать продуктивно, полностью вовлекаться в рабочие процессы, будучи членом т.н. виртуальной команды.

Удаленная работа будет только набирать обороты. Уже сейчас многие компании создают виртуальные офисы, не требуя от своих сотрудников ежедневного присутствия на работе. Поэтому, например, одна из главных задач лидеров команд, работники которых работают удаленно, – не только выстроить рабочие процессы, но и научиться вовлекать и мотивировать людей на расстоянии. Геймификация, то есть внедрение в рабочие процессы элементов игры, играет здесь одну из решающих ролей. А сотрудники виртуальных команд, в свою очередь, должны будут позаботиться о том, чтобы работать продуктивно и эффективно вне стен классического офиса.

В конце прошлого года Институт будущего дополнил свой список еще 3 необходимыми навыками: самомотивация, тайм-менеджемент в управлении источниками своих доходов, управление онлайн-рекрутингом.

Комментарии