ШЕСТЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
Статус университетов
Университеты все чаще рассматриваются как площадки для инноваций. Эксперты
утверждают, что руководство университетов должно стимулировать творческий
подход в обучении, готовность идти на риск, а также поощрять развитие
предпринимательских элементов в своей структуре.
Эффективное сотрудничество
Тенденция заключается в объединении ресурсов университетов и координации
действий для достижения общих целей, в том числе – предоставления более
доступного, дешевого и качественного образования в мировом масштабе. Чтобы
оставаться успешными в глобальном образовательном пространстве, бывшие
конкуренты должны стать партнерами, т.к. только это позволяет внедрять
передовые (цифровые) технологии в образовательный процесс. Онлайн-платформа
EdX, совместный проект MIT и Гарварда, – яркий тому пример.
Big Data
Известно, что компании, работающие в потребительском секторе, постоянно
собирают данные о вкусах и предпочтениях своих клиентов. Аналогичным образом
этот подход может применяться в обучении. Благодаря анализу данных университеты
смогут выявлять закономерности в прохождении студентами учебных курсов,
выстраивать индивидуальные образовательные траектории, и даже заранее
прогнозировать вероятную оценку, которую студент получит на экзамене.
Открытые образовательные ресурсы
Такие ресурсы могут быть реализованы в различных форматах: видео-лекции,
материалы, учебники, тесты, специальные компьютерные программы. При этом под
«открытостью» понимается не только бесплатность и доступность курса для каждого
пользователя интернета, но также отсутствие каких-либо ограничений в их
использовании.
Сочетание новых и традиционных форматов
Согласно данным, приведенным в отчете NMC, сегодня каждый десятый студент в
США обучается исключительно по онлайн-курсам, и спрос на подобные доступные
методы обучения постоянно растет, что объясняет возросшее внимание
университетов к «смешанным» программам.
Перепланировка учебных помещений
Многие университеты постепенно отходят от традиционных аудиторий, делая выбор
в пользу открытых пространств (open space), аудиторий для командной работы,
мультимедийных пространств, обеспечивающих удаленную коммуникацию.
ШЕСТЬ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Представленные выше тенденции вряд ли можно назвать открытием. Они подробно
обсуждаются последние годы в университетском сообществе как в России, так и в
мире. Проблема состоит в том, что новые концепции пока не превратились в
массовую практику. Между красивыми идеями и тем, что на самом деле происходит в
классе, по-прежнему пропасть.
Эксперты NMC выделяют шесть проблем, которые препятствуют внедрению новых
технологий в университетах. Среди них есть как легкоразрешимые, так и те,
которые пока относят в категорию «неразрешимых».
Признание результатов неформального обучения
Распространение неформальных методов обучения вовлекает все большее число
студентов в образовательный процесс, позволяет найти программу под
индивидуальные потребности и бюджеты. Тем не менее, вопрос оценки результатов
такого обучения остается открытым. По данным отчета, слушатели подобных
программ (а точнее – полученные ими знания) не получают должного признания,
знания не признаются в формальных дипломах, что снижает их ценность в глазах
студентов и руководства университетов.
Цифровая грамотность
Другая вполне разрешимая проблема связана с цифровой грамотностью в
образовательной сфере. Отмечается, что невозможно развивать цифровую
грамотность, не перестроив кампус надлежащим образом. Кроме того, крайне важно
учитывать различия в цифровой грамотности самих преподавателей, поэтому сначала
необходимо определить, какими технологиями они уже пользуются, и наметить зоны
дальнейшего роста.
Персонализация
Более сложной проблемой является персонализированное обучение. Цель его –
дать студентам возможность самостоятельно выбирать траекторию своего обучения в
соответствии со своими интересами, потребностями и опытом. Эксперты отмечают
все больший рост спроса на такого рода программы, который на сегодняшний день
остается неудовлетворенным в силу отсутствия инструментов «эффективной
персонализации обучения». Также отмечается недостаток исследований, посвященных
персонализированному обучению и его эффективности в системе высшего
образования.
Обучение комплексному мышлению
Еще одна сложная проблема, решение которой пока не найдено, связана с
обучением студентов комплексному мышлению. К обязательным «мыслительным»
компетенциям будущего авторы отчета относят, в частности, умение анализировать
и строить сложные объекты («системы систем») и создавать инфографику
(визуализировать данные).
Конкуренция формальной и неформальной модели образования
В группу наиболее сложных проблем эксперты отнесли конкуренцию формальной и
неформальной модели образования. Многие опасаются, что с ростом популярности
массовых открытых онлайн-курсов (МООС) и удорожанием стоимости обучения в
университетах, традиционные дипломы о высшем образовании будут постепенно
терять свою привлекательность. Эксперты считают, что необходимо разрабатывать
альтернативные модели образования, однако важно точно установить их
долгосрочную эффективность и подтвердить тезис о том, что они не уступают традиционным
методам обучения.
Награждение профессорско-преподавательского состава
В университетской среде распространено мнение, что достижения в
исследовательской сфере намного важнее преподавательских навыков.
Соответственно, при приеме сотрудников на работу администрация университета
большее значение придает именно исследовательской карьере кандидата.
Преподаватели же, как правило, работают по совместительству и с меньшими
зарплатами. В результате, у преподавателя, работающего со студентами в классе, нет
дополнительных стимулов для использования новых технологий.
ШЕСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО
Также, как и в случае с тенденциями и проблемами, авторы выделили шесть
технологий, которые будут использоваться в университетах в перспективе 2-5 лет.
Обучение с использованием мобильных устройств (BYOD)
Студенты во время обучения используют собственные гаджеты. Эксперты ожидают
повсеместное распространение подобной практики, даже несмотря на такие барьеры,
как, например, информационная безопасность в университетах. Благодаря
использованию BYOD обучение может происходить в любое время и в любом месте,
при этом пользователи могут самостоятельно выбрать устройство, с которым им
удобнее работать. Авторы отмечают, что при многообразии технических устройств,
используемых студентами и преподавателями, необходимо разрабатывать контент,
совеместимый со всеми типами таких устройств.
«Перевернутые классы»
Модель подразумевает перераспределение времени между классным и внеклассным
обучением, когда все необходимые знания студент получает дома, а не на лекции,
а в классе решает домашнее задание или разрабатывает групповой проект. Такой
метод обладает большей гибкостью и обеспечивает большую вовлеченность студентов
в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в
которой студенты учатся критически мыслить и совместно прорабатывать
поставленные задачи.
«Makerspaces»
Сегодня у практического обучения, направленного на развитие конкретных
творческих и инженерных навыков, становится все больше сторонников. Это говорит
о необходимости создания новых пространств, где студенты могут встречаться,
делиться своими знаниями, свободно экспериментировать и создавать что-то новое.
Подобные пространства, оборудованные 3D-принтерами и 3D-сканерами, направлены на
стимулирование совместной работы студентов, развитие навыков, выходящих за
пределы учебных программ.
Носимые технологии
Запуск в широкую продажу новых гаджетов, таких как Google Glass или умных
часов от Apple и Samsung, привел к появлению новой категории нательных
технологий, которые в среднесрочной перспективе могут быть встроены в
образовательный процесс. Очевидно, что на сегодняшний день подобные устройства
в большей степени применяются при занятиях спортом, в то время как в
образовательной сфере вопрос их использования до сих пор остается открытым.
Однако, эксперты отмечают, что уже сейчас университеты не только работают над
внедрением нательных технологий в учебные программы, но и экспериментируют с
созданием принципиально новых технологий, например, нейро-интерфейсов.
Адаптивное обучение
К категории относятся образовательные программы и платформы, учитывающие
индивидуальные потребности студентов. Спрос на персонализированное обучение со
стороны студентов постоянно растет, поэтому развитие и использование подобных
технологий позволит решить проблемы, возникающие в связи с внедрением
индивидуальных программ под запросы и способности отдельного студента.
Интернет вещей
Это целая экосистема, объединяющая технологии для сетевой коммуникации между
гаджетами и людьми. Использование Интернета вещей в университетах позволит
студентам получать множество необходимой информации непосредственно из
окружающей среды (например, изучать местность с архитектурной или исторической
точки зрения).
Использование описанных технологий в учебном процессе уже не является
фантастикой. В отчете NMC представлены примеры их успешного применения в
университетах по всему миру. К сожалению, среди этих университетов пока нет
российских. Лидерство в образовательных технологиях для российских вузов –
задача ближайшего будущего.
Комментарии
Отправить комментарий