7 простых техник пробуждения инновационного мышления



Когда ваши коллеги, а, возможно, и вы сами настроены скептически. Или, когда кажется, что развитие организации или ваша собственная карьера зашли в тупик. Очень сложно в таких случая "мыслить инновационно", "видеть новые возможности" и "быть креативным" как призывают книги о менеджменте и стратегии.
Предлагаем 7 всегда работающих и простых в проведении техник, пробуждающих инновационного мышление.Эти техники вы можете использовать как со своей командой для энергетизации и вовлечения коллег, так и наедине с самим собой для того, чтобы дать новый импульс вашей карьере или вашему делу. Эти методы просты в проведении и не требуют больших временных и финансовых затрат.




Эти методы не требуют от вас специальных знаний и навыков, особого оборудования и больших временных и финансовых затрат. На каждую из них нужно не больше 2х часов, листы флип-чарта и обычные стикеры post-it для команды до 5ти человек или разноцветные половинки листов А4, черные маркеры и клейкая стена для более больших команд.
Ниже вас ждут алгоритмы проведения следующих полезных техник: Визуальная история компании Анализ трендов Актуализация цели, миссии и философии SWOT-анализ Анализ волн POEMS-анализ SOAR-анализ

1. Визуальная история компании

Совместное создание визуальной истории - один из самых простых и энергичных способов быстро проанализировать прошлое, настоящее и будущее организации, включив в обсуждение каждого, избежав долгих пустых разговоров. Создание визуальной истории включает как элементы анализа реальных событий, так и рисование, пробуждающее креативность и взаимопонимания. 
Этот процесс очень хорошо работает на повышение авторитета лидеров компании, дает возможность провести экспресс-диагностику мотивации сотрудников, их лояльности к компании и видение своего будущего в организации. Поскольку энергетика у процесса довольно высокая, подобная работа может служить своего рода "встряской" и "энерджайзером" для всех участников. 
Подготовьте большие листы бумаги, или много листов флип-чарта. Выберите помещение, в котором допускается клеить на стены при помощи бумажного малярного скотча. Возьмите много воды, разноцветные маркеры и стикеры разных размеров, форм и цветов.
Вам предстоит проделать следующее:
  1. Повесьте длинный лист бумаги (или несколько листов) на стену и нарисуйте горизонтальную линию.
  2. На клейких post it напишите годы или месяцы и разместите их на листах в хронологическом порядке.
  3. Нарисуйте ключевые события, участников, проекты, чтобы пробудить память каждого.
  4. Раздайте каждому post it с клеевой основой и попросите написать своё имя и разместить в том месте линии времени, когда этот человек пришёл на работу в компанию.
  5. Попросить тех, кто работает дольше всех рассказать о компании тех времен. Запишите на линию времени ключевые идеи и события из их рассказа. 
  6. Затем раздайте каждому post it и попросите по той же схеме вспомнить момент их прихода в компанию и записать, нарисовать ключевые моменты того периода. 
  7. Обсудите проделанную работу, ответив на следующие вопросы (ответы попросите каждого записать сначала индивидуально, а потом объединив на листах флип-чарта):
      • Какие события происходили в организации?
      • Какие события в общественной и политической жизни страны, региона, города оказывали влияние на организацию?
      • Какие взлёты и падения организация пережила?
      • Когда это происходило? Что этому предшествовало?
      • Что было поворотными точками в развитии организации?
      • Как можно назвать периоды между поворотными точками?
      • Какие события в будущем желательны для компании?
      • Какие тренды прослеживаются?
      • Как это может влиять на организацию в будущем? 
Визуальную историю можно потом разместить на корпоративном сайте, повесить в коридорах компании, рассказать клиентам и партнерам. Многие наши клиенты отдают эти истории на доработку дизайнерам и активно используют их для транслирования ценностей компании. И даже проводят экзамены среди сотрудников на знание истории компании.
Это увлекательное командообразующее мероприятие, которое всегда проходит весело и ощутимо сближает всех участников. Одна из важнейших составляющих мотивации - понимание того, какую роль работа каждого вносит в развитие компании.

2. Анализ трендов 

Хотим мы этого или нет, тренды влияют на любую компанию. Этим процессом можно управлять, а можно плыть по течению. Мы предлагаем, как минимум, знать эти самые тренды. 
  1. Предложите коллегам подумать над ответами на следующий вопрос: "Какие видимые тренды влияют или могут повлиять на нашу организацию?". В формате мозгового штурма, без критики, запишите все названные тренды на стикерах или половинках А4.
  2. Выделите кластеры.
  3. Дайте имя каждому кластеру.
  4. Обсудите позитивные и негативные аспекты каждого кластера.
  5. Рядом с каждым кластером запишите выгоды от использования и доводы против.
Как показывает наша практика, подобный анализ рождает много идей и помогает объективно прогнозировать.

3. Актуализация цели, миссии и философии


Зачем существует наша организация? Если мы исчезнем, что потеряет рынок? Наши клиенты? Партнеры? Что потеряем мы сами?

Эти вопросы регулярно задают себе сотрудники и руководители компании. И на них либо есть четкий, единый для все ответ, либо нет. И тогда появляется возможность додумать. А додумывание, как известно, всегда бывает не в пользу компании. Еще бывает когда ответ длинный, шаблонный и обобщенный. Такая миссия часто хуже ее отсутствия.
К чему это я? К тому, что в сложные моменты в жизни компании, в моменты низкой энергетики и ощущения тупика, актуализируйте миссию. Это позволит прояснить смысл существования организации. Как это сделать?
  1. Попросите коллег ответить на вопрос: "Что мы делаем, чтобы достичь нашей цели?". При необходимости, напомните о цели компании.
  2. Миссия и философия - ключевые элементы корпоративной культуры. Одна из важных функций менеджеров - следить за тем, чтобы персонал понимал общую миссию компании и связывал свои личные миссии с миссией компании. Это позволяют сделать правильно разработанные ценности. По сути, ценности отвечают на простой вопрос: "Как здесь делаются дела?". Получив ответы от сотрудников на вопрос из п.1, обсудите вместе, отражает ли миссия те ответы, которые Вы получили? Является ли она родной для сотрудников? 
  3. Если да, то переходите к актуализации философии. Если нет, то уделите время доработки миссии. Напомню, что миссия отражает роли или задачу организации, выражается в кратком легко запоминаемом послании "что мы делаем, чтобы достичь цели". Например это может звучать так: "Наша миссия (глагол действия + существительное) для того, чтобы (глагол + существительное)".
  4. Философия всегда отражает язык организации, это ее генетический код, как правило, зашитый основателями. Подумайте все вместе, какова философия вашей компании?
Подобную работу полезно проводить не реже одного раза в год. Она помогает остановиться и задуматься о том, не отступила ли организация от своей философии, следует ли миссии, актуальна ли цель.

4. SWOT-анализ

SWOT-анализ — это самый популярный среди российских менеджеров вид анализа. Он используется для прояснения сильных и слабых сторон, возможностей и рисков в стратегическом планировании. Возможности — это все то, что связано с сильными сторонами или может компенсировать слабые стороны. Риски могут быть большими и малыми. Большие риски важно свести к небольшим проблемам. 
Когда мы говорим о сильных и слабых сторонах, имеем ввиду внутренние возможности и ограничения. Возможности и риски позволяют проанализировать внешнюю ситуацию и сравнить себя с конкурентами.

5. Анализ волн

Анализ волн используется для того, чтобы увидеть наглядно тенденции и тренды, существующие и зарождающиеся.
  1. Возьмите лист флип-чарта и схематично нарисуйте на нем океан с некоторым количеством волн, больших и маленьких.
  2. Попросите коллег внимательно всмотреться в эти волны и дать им названия. Взять стикеры и написать на них названия для каждой волны. 1 стикер - 1 идея, печатными буквами. Договоритесь о том, что маленькая волна символизирует только зарождающийся тренд, большие волны - это зрелые тренды. 
  3. Попросите коллег по очереди приклеить написанные стикеры на лист с океаном.
  4. Обсудите результаты: Какие тренды оказывают положительное влияние на компанию? Влияние каких трендов скорее негативное? 

6. POEMS-анализ

POEMS-анализ используется для наглядного представления и выделения ключевых моментов настоящего. Он помогает развернуто ответить на вопрос «Где мы сейчас?» и учесть все аспекты. Его полезно использовать на стратегических сессиях, на промежуточных встречах проектной группы. 

7. SOAR-анализ




S.O.A.R. анализ - инструмент бизнес-стратегии
S.W.O.T. анализ - это боковые зеркала автомобиля и зеркало заднего вида.
S.O.A.R. анализ - это лобовое стекло, через которое видна дорога.

Что обозначает аббревиатура?

S - Strengths (сильные стороны)
O - Opportunities (возможности)
A - Aspirations (веяния)
R - Results (результаты)

Это очень позитивный анализ. Он во многом похож на SWOT-анализ, но говорит лишь о сильных сторонах, о возможностях.

Вместо фокусировки на том, чего нужно избегать, S.O.A.R. анализ фокусирует команду на том, что нужно делать. Очень хорошо мотивирует группу идти вперед и развиваться.




Инновационное мышление - это мышление, которое ориентированно на новые возможности, новые ценности вне привычных рамок. Настроиться на эту волну может практически любой человек, но важно не просто начать мечтать о будущем, важно думать о будущем, основываясь на существующей фундаменте и прошлых, текущих и будущих трендах. Подбирайте ту технику, которая, на ваш взгляд, наиболее точно подходит в вашем случае.

Анализируйте, сопоставляйте, мыслите и помните: если вы хотите получить что-то, чего у вас еще не было, вам надо сделать что-то, что вы еще не делали!

Комментарии