Предлагаем 7 всегда работающих и простых в проведении техник, пробуждающих инновационного мышление.Эти техники вы можете использовать как со своей командой для энергетизации и вовлечения коллег, так и наедине с самим собой для того, чтобы дать новый импульс вашей карьере или вашему делу. Эти методы просты в проведении и не требуют больших временных и финансовых затрат.
Эти методы не требуют от вас специальных знаний и навыков, особого оборудования и больших временных и финансовых затрат. На каждую из них нужно не больше 2х часов, листы флип-чарта и обычные стикеры post-it для команды до 5ти человек или разноцветные половинки листов А4, черные маркеры и клейкая стена для более больших команд.
Ниже вас ждут алгоритмы проведения следующих полезных техник: Визуальная история компании Анализ трендов Актуализация цели, миссии и философии SWOT-анализ Анализ волн POEMS-анализ SOAR-анализ
1. Визуальная история компании
Совместное создание визуальной истории - один из самых простых и энергичных
способов быстро проанализировать прошлое, настоящее и будущее организации,
включив в обсуждение каждого, избежав долгих пустых разговоров. Создание
визуальной истории включает как элементы анализа реальных событий, так и
рисование, пробуждающее креативность и взаимопонимания.
Этот процесс очень хорошо работает на повышение авторитета лидеров компании,
дает возможность провести экспресс-диагностику мотивации сотрудников, их
лояльности к компании и видение своего будущего в организации. Поскольку
энергетика у процесса довольно высокая, подобная работа может служить
своего рода "встряской" и "энерджайзером"
для всех участников.
Подготовьте большие листы бумаги, или много листов флип-чарта. Выберите
помещение, в котором допускается клеить на стены при помощи бумажного малярного
скотча. Возьмите много воды, разноцветные маркеры и стикеры разных размеров,
форм и цветов.
Вам предстоит проделать следующее:
- Повесьте длинный лист бумаги (или несколько листов) на стену и нарисуйте горизонтальную линию.
- На клейких post it напишите годы или месяцы и разместите их на листах в хронологическом порядке.
- Нарисуйте ключевые события, участников, проекты, чтобы пробудить память каждого.
- Раздайте каждому post it с клеевой основой и попросите написать своё имя и разместить в том месте линии времени, когда этот человек пришёл на работу в компанию.
- Попросить тех, кто работает дольше всех рассказать о компании тех времен. Запишите на линию времени ключевые идеи и события из их рассказа.
- Затем раздайте каждому post it и попросите по той же схеме вспомнить момент их прихода в компанию и записать, нарисовать ключевые моменты того периода.
- Обсудите проделанную работу, ответив на следующие вопросы (ответы попросите каждого записать сначала индивидуально, а потом объединив на листах флип-чарта):
- Какие события происходили в организации?
- Какие события в общественной и политической жизни страны, региона, города оказывали влияние на организацию?
- Какие взлёты и падения организация пережила?
- Когда это происходило? Что этому предшествовало?
- Что было поворотными точками в развитии организации?
- Как можно назвать периоды между поворотными точками?
- Какие события в будущем желательны для компании?
- Какие тренды прослеживаются?
- Как это может влиять на организацию в будущем?
Визуальную историю можно потом разместить на корпоративном
сайте, повесить в коридорах компании, рассказать клиентам и партнерам. Многие
наши клиенты отдают эти истории на доработку дизайнерам и активно используют их
для транслирования ценностей компании. И даже проводят экзамены среди
сотрудников на знание истории компании.
Это увлекательное командообразующее мероприятие, которое
всегда проходит весело и ощутимо сближает всех участников. Одна из важнейших
составляющих мотивации - понимание того, какую роль работа каждого вносит в
развитие компании.
2. Анализ трендов
Хотим мы этого или нет, тренды влияют на любую компанию.
Этим процессом можно управлять, а можно плыть по течению. Мы предлагаем, как
минимум, знать эти самые тренды.
- Предложите коллегам подумать над ответами на следующий вопрос: "Какие видимые тренды влияют или могут повлиять на нашу организацию?". В формате мозгового штурма, без критики, запишите все названные тренды на стикерах или половинках А4.
- Выделите кластеры.
- Дайте имя каждому кластеру.
- Обсудите позитивные и негативные аспекты каждого кластера.
- Рядом с каждым кластером запишите выгоды от использования и доводы против.
Как показывает наша практика, подобный анализ рождает много
идей и помогает объективно прогнозировать.
3. Актуализация цели, миссии и философии
Зачем существует наша организация? Если мы исчезнем, что
потеряет рынок? Наши клиенты? Партнеры? Что потеряем мы сами?
Эти вопросы регулярно задают себе сотрудники и руководители
компании. И на них либо есть четкий, единый для все ответ, либо нет. И тогда
появляется возможность додумать. А додумывание, как известно, всегда бывает не
в пользу компании. Еще бывает когда ответ длинный, шаблонный и обобщенный.
Такая миссия часто хуже ее отсутствия.
К чему это я? К тому, что в сложные моменты в жизни
компании, в моменты низкой энергетики и ощущения тупика, актуализируйте миссию.
Это позволит прояснить смысл существования организации. Как это сделать?
- Попросите коллег ответить на вопрос: "Что мы делаем, чтобы достичь нашей цели?". При необходимости, напомните о цели компании.
- Миссия и философия - ключевые элементы корпоративной культуры. Одна из важных функций менеджеров - следить за тем, чтобы персонал понимал общую миссию компании и связывал свои личные миссии с миссией компании. Это позволяют сделать правильно разработанные ценности. По сути, ценности отвечают на простой вопрос: "Как здесь делаются дела?". Получив ответы от сотрудников на вопрос из п.1, обсудите вместе, отражает ли миссия те ответы, которые Вы получили? Является ли она родной для сотрудников?
- Если да, то переходите к актуализации философии. Если нет, то уделите время доработки миссии. Напомню, что миссия отражает роли или задачу организации, выражается в кратком легко запоминаемом послании "что мы делаем, чтобы достичь цели". Например это может звучать так: "Наша миссия (глагол действия + существительное) для того, чтобы (глагол + существительное)".
- Философия всегда отражает язык организации, это ее генетический код, как правило, зашитый основателями. Подумайте все вместе, какова философия вашей компании?
Подобную работу полезно проводить не реже одного раза в год.
Она помогает остановиться и задуматься о том, не отступила ли организация от
своей философии, следует ли миссии, актуальна ли цель.
4. SWOT-анализ
SWOT-анализ — это самый популярный среди российских менеджеров вид
анализа. Он используется для прояснения сильных и слабых сторон,
возможностей и рисков в стратегическом планировании.
Возможности — это все то, что связано с сильными сторонами или
может компенсировать слабые стороны. Риски могут быть большими и малыми.
Большие риски важно свести к небольшим проблемам.
Когда мы говорим о сильных и слабых сторонах, имеем ввиду
внутренние возможности и ограничения. Возможности и риски позволяют
проанализировать внешнюю ситуацию и сравнить себя с конкурентами.
5. Анализ волн
Анализ волн используется для того, чтобы увидеть наглядно тенденции и
тренды, существующие и зарождающиеся.
- Возьмите лист флип-чарта и схематично нарисуйте на нем океан с некоторым количеством волн, больших и маленьких.
- Попросите коллег внимательно всмотреться в эти волны и дать им названия. Взять стикеры и написать на них названия для каждой волны. 1 стикер - 1 идея, печатными буквами. Договоритесь о том, что маленькая волна символизирует только зарождающийся тренд, большие волны - это зрелые тренды.
- Попросите коллег по очереди приклеить написанные стикеры на лист с океаном.
- Обсудите результаты: Какие тренды оказывают положительное влияние на компанию? Влияние каких трендов скорее негативное?
6. POEMS-анализ
POEMS-анализ используется для наглядного представления
и выделения ключевых моментов настоящего. Он помогает развернуто
ответить на вопрос «Где мы сейчас?» и учесть все аспекты. Его
полезно использовать на стратегических сессиях, на промежуточных
встречах проектной группы.
7. SOAR-анализ
S - Strengths (сильные стороны)
O - Opportunities (возможности)
A - Aspirations (веяния)
R - Results (результаты)
Это очень позитивный анализ. Он во многом похож на SWOT-анализ, но говорит лишь о сильных сторонах, о возможностях.
Вместо фокусировки на том, чего нужно избегать, S.O.A.R. анализ фокусирует команду на том, что нужно делать. Очень хорошо мотивирует группу идти вперед и развиваться.
Инновационное мышление - это мышление, которое
ориентированно на новые возможности, новые ценности вне привычных рамок.
Настроиться на эту волну может практически любой человек, но важно не просто
начать мечтать о будущем, важно думать о будущем, основываясь на существующей
фундаменте и прошлых, текущих и будущих трендах. Подбирайте ту технику,
которая, на ваш взгляд, наиболее точно подходит в вашем случае.
Анализируйте, сопоставляйте, мыслите и помните: если
вы хотите получить что-то, чего у вас еще не было, вам надо сделать что-то, что
вы еще не делали!
Комментарии
Отправить комментарий