В этой статье Вы прочитаете
- Как понять, какие характеристики продукта подчеркнуть в уникальном торговом предложении
- Создание уникального торгового предложения: как часто обновлять УТП
- Примеры уникального торгового предложения: что положить в основу, если продукция ничем не отличается от предложений конкурентов
Уникальное торговое предложение приходится пока
считать довольно молодым явлением, начавшим использоваться в российском бизнесе
с начала 2000-х годов, когда на рынок начали выходить бренды.
Приходится признавать, что при множестве разговоров о данном вопросе, всё же
реально задействованы в разработке УТП немногие. У большинства компаний в
России нет четкого понимания своей целевой аудитории, в результате они
ориентированы на всех.
Без
умения отличаться на фоне своих конкурентов, без навыков выделять особенности
своего предложения для клиентов, компания вынуждена будет ограничиваться
довольно скромным потоком покупателей и продаж.
Предложен данный термин был известным рекламщиком из США Россером Ривзом. В своей работе он стремился противопоставлять уникальное торговое предложение витринной рекламе, предполагавшей просто расхваливание товара (по типу «самый лучший», «эффективный» и пр.), но не знакомившей клиента с конкурентными особенностями продукции.
Алгоритм разработки правильного УТП
Первый шаг. Сбор первичной информации. Следует составить таблицу, в которой будут указаны характеристики продукции и конкурентные преимущества для клиента, которые он получает благодаря сотрудничеству с вашей компанией. Опыт подтверждает – чем больше будет написано, тем лучше. Удастся написать 15 конкурентных характеристик – отлично, 20 – еще лучше. При этом следует описать все выгоды и преимущества для клиентов, пусть и незначительные. После указания своих преимуществ, следует зачеркнуть те выгоды, которые могут предложить ваши конкуренты. Наша цель – найти и предложить конкурентам те преимущества, которые есть лишь у нас.- Статистика запросов в поисковой системе. Следует проверить каждую из отобранных выгод при помощи поискового запроса – для понимания, насколько часто потенциальные клиенты пытаются найти решение аналогичной проблемы.
- Карточки обратной связи. Для лояльных клиентов можно предложить заполнение карточек обратной связи, выделив наиболее важные выгоды.
- Открытый вопрос. Если не удалось добиться понятных результатов благодаря сравнению своих преимуществ с выгодами, предложенными конкурентами, работникам коммерческой службы и маркетологам следует поручить задать лояльным клиентам вопрос – «Почему предпочитаете работать именно с нами?». На выходе могут поступать довольно разнообразные ответы, но наиболее распространенные можно использовать для своего УТП.
- Анализ продаж. Данный способ использовался для составления уникального торгового предложения швейной фабрики. Глава отдела продаж отметил высокий спрос на женскую одежду больших размеров и одежду для полных по сравнению с другими позициями в ассортименте предприятия. Данная информация и легла в основу уникального торгового предложения: «Одежда для полных женщин. Наши платья благодаря специальному крою позволяют скрыть полноту и подчеркнуть красоту фигуру – всю вашу женственность». Этот текст был выбран для рекламного объявления при публикации в газетах, журналах и других СМИ. Со временем удалось подтвердить отличную динамику общего повышения количества продаж.
- Разделение своих клиентов на группы по случайному принципу, отправляя различные виды сообщений для каждой группы.
- Размещение контекстной рекламы, основываясь на различных видах уникального торгового предложения. Основным становится вариант УТП, который помог добиться максимального количества откликов.
Первое условие – подчеркните уникальность своего товара. Довольно сложный для многих вопрос. В частности, как подчеркнуть уникальность стандартного стирального порошка? Но в действительности, можно отметить множество характеристик своего товара, привлекая внимание целевой аудитории – в том числе:
- Полезный дополнительный сервис. «Покупателям товара на любую сумму предоставляется бесплатная доставка по городу». Либо же ювелирные магазины предлагают «внести в базу каждую дату, чтобы покупатель не забыл поздравлять свою возлюбленную».
- Вежливый и расторопный персонал. Вероятно, многие встречали такие объявления – «вымоем автомобиль за 20 минут или вернем ваши деньги», «только вежливые и трезвые грузчики».
- Узкая специализация – «магазин элитных алкогольных напитков» либо «рок-караоке-бар».
- Ориентированность компании на конкретную категорию клиентов. «Магазин игрушек для девочек».
- Ведущие позиции на рынке. «Крупнейший в городе выбор автомобильных комплектующих». При этом важно, чтобы заявление в УТП соответствовало действительности – во избежание негативных последствий для репутации компании.
- Элитарность – к примеру, коммерческий фотограф в своем УТП может указывать «съемка в роскошных интерьерах с дорогими предметами».
- Высокий результат. «85 наших студентов трудоустраиваются в течение 3 месяцев».
- Предоставление клиентам гарантий. Включая возврат средств либо бесплатный сервис на протяжении определенного периода. Возвраты в любом случае будут, но в большинстве своем они оказываются единичными случаями. Если же возможности соблюдать это обещание нет, лучше изменить свое уникальное торговое предложение.
- Поинтересуйтесь – что нужно вашим клиентам. В том числе можно подумать над опросом, либо подойдет исследование о поиске наиболее интересного для целевой аудитории УТП.
- УТП должно быть направлено не на самих пользователей, а на лиц, принимающих решение.
- Сравните свои услуги или товары с конкурентами. К примеру, один из стиральных порошков приобрел свою известность благодаря девизу «Если нет разницы, то зачем платить больше?».
- Сводите стоимость к ничтожной сумме. Например, «размещение рекламы в нашей газете – 600 р. в месяц. Выходит реклама трижды в неделю – 12 раз за месяц. Поэтому одна публикация обойдется только в 50 р. Увидеть эту рекламу смогут 20 тыс. подписчиков – поэтому за каждого клиента платите только 0.25 копейки».
- Выразите стоимость не в финансовом эквиваленте. В частности, один из купонных сервисов рассылает своим клиентам предложения – «подарите своей возлюбленной праздничный букет роз, романтичный вечер и два билета в кино по цене бака бензина».
Ложные уникальные торговые предложения
- Очевидные обещания. «Если товар вам не понравится, обещаем вернуть деньги за покупку в течение 14 дней». Но такое обещание уникальным торговым предложением считать не приходится, ведь оно является обязательным требованием по закону «О защите прав потребителей».
- Выдуманное преимущество. Среди самых ярких примеров можно назвать «растительное масло без холестерина» (содержаться холестерин может лишь в жирах животного происхождения) и «соль без ГМО».
- Экономия порошка при стирке. Выполаскивается гораздо легче, не вредит коже.
- Больше стирок за ту же цену.
- Компакт-порожки экологически безопасны, снижая последствия для окружающей среды.
На рынке FMCG следует определить самое значимое свойство, которое и будет
фиксироваться в уникальном торговом предложении и на упаковки. В частности, на
упаковке можно отметить приятный аромат продукта. Данное свойство со временем
уже начало восприниматься как должное, поэтому мы перешли к «эффективному
удалению пятен». Герои наших рекламных роликов могли сильно запачкаться, но
никакая грязь не противостояла воздействию мощного порошка. В результате нам
удалось добиться роста продаж более, чем в 5 раз, в течение пяти лет.
Примеры УТП
Рассмотрим некоторые эффективные примеры уникальных торговых предложений,
которые используются в мировой практике.
- «Шоколад, который не тает в руках» (M&Ms);
- «Отчистит пятна, с которыми другие не справятся» (Comet);
- «Найдете процент меньше – мы готовы вернуть разницу!» (реклама кредитных агентств);
- «Страховой полис на ребенка – за полцены!» (реклама страхования жизни);
- «Если не доставим за 60 минут, пицца бесплатно» (ДоДо Пицца).
Комментарии
Отправить комментарий